Период высокой классики (V в. до н. э.). Греческая религия.

Греческая религия.

Слово "религия" происходит от латинского "соединять", то есть осуществлять связь между Богом и человеком. В любой религии человек в той или иной форме пытается соотнести себя с вечностью. Религию от фетишизма, магии, тотемизма и иных первобытных верований отличает комплекс обязательств человека перед Богом, потому что вера обязывает к определенному поведению.

В Греции не было "церкви" в нашем понимании как совокупности клириков и мирян и как общественного института: греки не различали религиозную и политическую сферы жизни, поскольку государственные и личные интересы граждан совпадали. В классическую эпоху еще не возникло представление об индивидуальных отношениях человека с Богом, поскольку религия носила общественный характер. Собрания начинались с жертвоприношений или с обращения к богам, как и любые важные дела, в силу чего религия постепенно приобретала формалистический характер, когда выработался принцип "ты - мне, я - тебе", то есть чтобы достичь в деле успеха, надо обратиться к богам и отправление религиозного культа - залог исполняемой богом просьбы.

Греческая религия была тесно связана с мифотворчеством, но не отождествлялась с ним. Миф - это "в словах данная чудесная личностная история", в которой не происходит самоутверждения личности в вечности, - в этом коренное отличие мифологии от религии1. С другой стороны, мифы не сказки для взрослых, а определенное представление о мироздании, древнейших временах, сверхъестественных силах, окружающих человека, в этом смысле они по своей сути ближе к истории и поэзии.

Мифы были антропоморфными, в них на мир богов проецировался земной мир и людские отношения: боги по-человечески пируют, трудятся, вступают в брак, подвержены страстям, в связи с чем у людей не возникало моральных обязательств перед богами, существование которых ни к чему не обязывало, хотя в ряде случаев небожители и выступали в роли верховных судей, мстителей за злые дела и поборников справедливости. Мифология и религия стали благодатной почвой для развития греческого искусства.

В греческой религии отсутствовала четко оформленная каноническая традиция и развитая система теологии. Мифология складывалась в течение длительного периода, начиная с середины II тыс. до н. э. Мифы не записывались в то время, когда бытовали устные предания. Как и в случае с гомеровским эпосом, потребность в записи мифов возникла в момент их превращения в волшебную сказку, когда исчезло их живое восприятие и понимание. Поэтому греческие сказания сохранились в достаточно поздней интерпретации. Их систематизация была проведена в двух книгах, относящихся ко II в. н. э., - "Мифологической библиотеке" Аполлодора и "Мифах" Гигина, от классического периода их отделяет семь веков. Многие мифы и ранее пересказывались в произведениях античных авторов, начиная с Гомера, Гесиода и кончая драматургами-трагиками, однако первые попытки систематизировать и обобщить их предпринимаются не ранее эллинистической эпохи, то есть с III в. до н. э.

Священные празднества и игры.

Знаменитые Олимпийские игры проводились в Олимпии в честь Зевса. По преданию, они были учреждены в 776 г. до н. э.1, сначала носили местный характер и лишь позднее стали общегреческими. На время игр, проводившихся раз в четыре года, и длившихся пять дней, заключался мир между воюющими государствами. В играх, представлявших собой религиозные празднества, участвовали только полноправные граждане, не виновные в пролитии крови, они состязались в беге, борьбе, кулачном бое, пятиборье и беге на колесницах. Победитель-олимпионик получал почетный венок из лавра, по преданию посаженного самим Гераклом у храма Зевса в Олимпии, мог выбить в свою честь монету и поставить себе статую. Олимпионики пользовались в Греции большой славой.

Греки рассматривали физическое воспитание как неотъемлемую часть общего развития. Одинаково необразованным считался человек, не умевший читать, писать и в то же время плавать. Интеллектуальная деятельность у греков была неотделима от физической; многие видные философы, такие как Платон и Аристотель, были не только умными людьми, но и прекрасными атлетами.

Аналогичные игры проводились в честь Посейдона, так называемые Истмийские игры, и Немейские - в честь Зевса. Их участники могли состязаться не только в физических упражнениях, но и в чтении стихов, игре на музыкальных инструментах. Идея состязательности, агональности, была внутренне присуща всей греческой цивилизации2.

Среди других важных празднеств выделяются посвященные Афине Палладе, Великие Панафинеи, на которых отправлялся культ богини-девы, считавшейся покровительницей Афин. У многих городов имелись подобные божества-патроны. На группе рельефов храма Парфенона, воздвигнутого в честь Афины на акрополе, в центральной части города, изображено такое торжественное шествие жителей к святилищу. Статуя Афины украшалась особыми покрывалами, сшитыми девушками под руководством жрецов. На Панафинеях устраивались также гимнастические состязания, ночной бег юношей-атлетов с факелами и театральные представления.

Элевсинские мистерии.

В Греции имелись праздники мистериального характера, связанные с тайным служением. Доступные изначально немногим, они позднее стали открыты широкому кругу верующих. Среди них наибольшую известность получили Элевсинские мистерии, посвященные Деметре и ее дочери Коре, почитавшимся богинями земли и плодородия. За две тысячи лет своего существования мистерии не проводились лишь трижды, в период войн.

Как повествует миф, Кора, дочь Деметры, была похищена царем преисподней Аидом и уведена в подземное царство. Там она стала его супругой под другим именем - Персефоны. По просьбе Деметры дочь иногда возвращалась на землю с разрешения мужа, и тогда прорастали злаки. В Греции этот период наступал не летом, как в средней европейской полосе, а осенью-зимой, поэтому поля засевали весной и урожай собирали осенью. Знойное лето греки рассматривали как время пребывания Коры у Аида.

С культом земли увязывались именно тайные служения: земля рассматривалась как источник плодородия и жизни, она же была и последним пристанищем всего живого, могилой - для людей, недаром греки сеяли зерна на местах захоронений близких. Посвященные организовывали священную процессию из Афин в Элевсин (примерно 22 км), достигнув которого участвовали в мимических представлениях, иллюстрировавших рассказанную легенду. Суть представлений неизвестна, поскольку мисты свято хранили тайну. Ни одного слова не произносилось, все действо проходило в полной тишине, что производило огромное впечатление на верующих. Во время мистерий они имели возможность наблюдать за странствием души в загробном мире и внутренне пережить ее состояние в знак обещания счастливой вечной жизни после смерти. Целью таких представлений было благочестивое назидание, поскольку благодаря их созерцанию люди получали внутреннее очищение и освящение. Поскольку в классическую эпоху еще не возникло представления о личном спасении человека, мистерии являли собой обобщенный образ вечной жизни, продолжающейся благодаря не отдельным людям, а роду в целом. Поэтому каждый грек уделял особое внимание продолжению своего рода, в котором воплощалось его бессмертие - такой взгляд на вечность вполне согласовывался с общественным характером греческой религии. Греки почитали Элевсинские мистерии и считали себя обязанными хотя бы раз в жизни принять в них участие.

Дионисии и секта орфиков.

Дионисии - аттический праздник, получивший распространение во всей Греции и устраивавшийся в честь бога Диониса, в европейской традиции известного под именем Вакха. Возможно, этот культ пришел в Грецию с Востока, где носил оргиастический характер и отправлялся в виде пьяных исступленных оргий. С другой стороны, в Элевсинских мистериях уже фигурирует некое божество Иакх, сходное с Дионисом. В Греции празднества в его честь не доходили до крайностей и были более сдержанными, а сам Дионис почитался как бог виноградарства и виноделия, особенно в сельских областях.

От культа Диониса берет начало секта орфиков, учение которых сложилось к VI в. до н. э. Орфиками посвященные назывались в честь первооснователя секты Орфея, спустившегося в преисподнюю за своей неожиданно умершей женой Эвридикой. По их учению, Дионис, сын Зевса и Персефоны, был некогда растерзан титанами, подосланными ревнивой женой Зевса Герой, и чтобы вернуть ему жизнь, громовержец проглотил сердце сына, возродившегося вновь, а титанов поразил молнией. Из пепла титанов и крови Диониса произошел человеческий род, поэтому все люди имеют двойственную природу: с одной стороны, им свойственны низменные земные страсти - наследство титанов, а с другой, они обладают частицей высшего божества. В секте человек получал освобождение от греха титанов посредством искупительных обрядов, то есть мог восстановить свое божественное естество. По представлениям орфиков, душа, пленница тела, после смерти человека должна пережить серьезные изменения, в частности - вновь пройти испытание земной жизнью. Так возникло учение о переселении душ (ранее доведенное до совершенства в Индии). Его придерживался и знаменитый Пифагор, в школе которого и было разработано новое учение1.

Оракулы.

В Греции были распространены культы, связанные с оракулами. Оракулом называлось либо святилище, либо место, где обитал бог, и где человек мог получить ответ божества на любые вопросы. Наиболее известными были оракулы Зевса в Додоне и Аполлона в Дельфах. Ответы богов, также называвшиеся оракулами, давались чаще всего посредством гадания. Гадать могли на воде, бросая жребий, и рядом иных способов.

В храме Зевса в Додоне жрицы прорицали по шелесту листьев священного дуба. По преданию, в этом дубе обитал Зевс и с его помощью можно было провидеть будущее или ответить на тот или иной вопрос. Люди приходили в храм с разными житейскими проблемами: спрашивали, кому поклоняться, чтобы сопутствовала удача, а торговля была успешной и т. д. Сохранились свинцовые таблички с подобными вопросами. Например, некий Агис спрашивал Зевса, потерял ли он сам свои подушки и одеяла или кто-то их у него украл?

С архаической эпохи выдвигается оракул, связанный со святилищем в Дельфах. При нем служили пифии, женщины, обязанные хранить целомудрие, избиравшиеся из простых, часто малообразованных девушек. Однажды произошел случай, когда молодой человек, пленившийся одной пифией, увез ее с собой, и тогда на должность жрицы стали избирать женщин не моложе пятидесяти лет. Сначала была одна пифия, а потом - две. Оракул мог давать предсказания только девять раз в году. Для этого жрица производила священное омовение, брала масличную ветвь и отправлялась в пещеру, где садилась на треножник и вдыхала испарения, исходившие из глубокой расщелины, впадала в беспамятство и начинала что-то бормотать; изъяснение ее слов воспринималось как оракул. В таких условиях исключительное значение приобретало толкование, производившееся жрецами. Часто пифии становились орудием политической борьбы, когда при их посредничестве вопрошавшим давались ответы, истолковывавшиеся по-разному. Поэтому ответы на принципиально важные вопросы давались в туманной, преимущественно поэтической форме. Большую известность получил случай, когда лидийский царь Крез обратился в Дельфы с просьбой узнать, сможет ли он одержать победу над персидским правителем Киром, с которым воевал. Ответ был соответствующий: "Если ты перейдешь реку Галис (по сторонам которой стояли два войска), то погубишь великое царство". Обрадованный Крез переправился через реку и проиграл сражение, после чего возвратился к оракулу с жалобой, но жрец резонно заметил, что Аполлон не конкретизировал, какое царство погубит Крез.

Оракулы играли большую роль, к ним часто обращались и им верили. Ответы богов, данные на запрос целых городов, хранились в специальных архивах на общественном, административном и религиозном центре городов - акрополе.

Искусство архаического периода Период высокой классики (V в. до н. э.). Исскусство.