Северное Причерноморье в античную эпоху
Северное Причерноморье в античную эпоху.
В Северном Причерноморье в период греческой колонизации климат был более холодным и влажным, чем современный. Зима здесь держалась восемь месяцев в году, поэтому греки могли видеть поражавшую их картину - замерзшее море. К VII в. до н. э. территории от Нижнего Дуная до Дона (позднее - южнорусские степи) заселяли племена скифов, представлявших собой обширные племенные образования, которые описал Геродот, знаменитый греческий историк V в. до н. э. Он разделил скифов по роду хозяйственной деятельности на скифов-пахарей, сеявших зерно на продажу в долине Южного Буга, скифов-кочевников, обитавших между Днепром и Доном, и царских скифов, которые жили в районе устья Днепра и считали прочие племена подвластными себе. Кроме того, согласно античной традиции, в Северном Причерноморье одно время обитало воинственное племя амазонок - женщин, стрелявших из лука, метавших дротики и скакавших верхом. Скифы их называли мужеубийцами.
Скифы возводили свой род к Гераклу и почитали бога войны Ареса в виде железного меча, установленного на особых площадках, сложенных из хвороста. Аресу приносили в жертву пленных. Каждый скиф пил кровь первого убитого им врага, с головы которого затем снимал скальп, а череп использовал вместо чаши для неразбавленного вина. Геродота поразил варварский обычай париться в сухой бане, когда скифы накаляли камни в войлочных юртах и бросали на них семена конопли. Поднимавшийся пар доставлял им такое удовольствие, что они громко кричали.
Если умирал скифский царь, то в его могилу клали тела предварительно умерщвленных близких слуг, а над ней насыпался высокий курган. Позднее вокруг кургана на специальных деревянных стойках расставляли пятьдесят задушенных всадников верхом на убитых лошадях. Мумии всадников и лошадей наполнялись отрубями.
Скифы были известны своей алчностью, о чем свидетельствовали золотые вещи, изготовленные греками по скифским заказам и обнаруженные в царских курганах. Скифское искусство характеризуется "звериным стилем", для которого характерны стилизованные изображения далеко не миролюбивых пантер, коршунов и подобных им животных в условной, орнаментализированной манере - компактные рельефы с четким выразительным контуром и замкнутым построением фигуры. Для скифов красота состояла в быстроте, силе и стремительности, поэтому животные изображались в полном расцвете сил, мускулистыми и агрессивными1.
В 514 г. до н. э. в Скифию совершил поход персидский царь Дарий. Долгое время он гнался за скифами по степи, все более углубляясь в их страну и испытывая большие трудности, поскольку врагов не удавалось настичь, так как скифы, избегая решающего сражения, наносили персам урон нападениями небольших отрядов конницы. Наконец скифские цари прислали в дар царю птицу, мышь, лягушку и пять стрел. Дарий обрадовался, решив, что скифы сдаются, в знак покорности передавая ему землю, так как мышь живет в земле, воду, в которой обитает лягушка, коней, быстроту которых воплощает птица, и оружие. Однако один из мудрых советников Дария возразил, иначе объяснив смысл даров: "Если вы, персы, как птицы не улетите в небо, или как мыши не зароетесь в землю, или как лягушки не поскачете в болото, то не вернетесь назад, пораженные этими стрелами"2. Дарий понял справедливость слов советника и вернулся назад.
Именно в эти края выводятся греческие колонии. Роль метрополии здесь сыграл главным образом малоазийский город Милет. В конце VII в. до н. э. на острове Березань, вблизи Днепро-Бугского лимана, появляется торговая фактория, а рядом с ней, уже на побережье материка, в начале VI в. до н. э. - первый греческий город, основанный греками в Причерноморье, - Ольвия. Позднее, с VI-V вв. до н. э., идет освоение Крымского полуострова, где возникают города Керкинитида ("Крабий город")3, Херсонес (современный Севастополь)1, Феодосия (современная Феодосия). В районе Херсонеса жили дикие тавры, приносившие в жертву своей богине Деве потерпевших кораблекрушение мореходов. Этой Девой, по мнению Геродота, могла быть дочь предводителя греческих войск в троянской войне Агамемнона Ифигения, чудесным образом спасенная Артемидой от принесения в жертву отцом для получения греческими кораблями попутного ветра. У алтаря Ифигения была заменена ланью и перенесена в страну тавров.
На Керченском полуострове возникает город Пантикапей (иранск. "Рыбный путь"), позднее объединивший многие греческие города в Северном Причерноморье. На Таманском полуострове - Гермонасса и Фанагория, а несколько южнее - Горгиппия (современная Анапа). Самым восточным полисом, пограничным со Скифией, на берегу уже Азовского моря в устье Дона был Танаис.
Все перечисленные города сохраняли связи с метрополиями, но были независимы, о чем свидетельствовали выпускаемые ими монеты. Сохранилась присяга граждан Херсонеса, в которой херсонеситы обязывались соблюдать верность городу. В хозяйственной жизни полисов большую роль играли сельское хозяйство, виноградарство и рыбные промыслы. Со скифами греки поддерживали мирные отношения, вступали в смешанные браки, выполняли на заказ сложные ремесленные и ювелирные работы. Скифы на определенных условиях брали греческие колонии под свое покровительство - "варварский протекторат".
В V в. до н. э. многие греческие города Северного Причерноморья объединяются в Боспорское царство с центром в Пантикапее. В это время уже начались греко-персидские войны (494 г. до н. э. - разгром Милета, метрополии Пантикапея), а скифы стали более агрессивны по отношению к иноземным соседям. Города Боспорского царства были независимы в своих внутренних делах, но не могли вести самостоятельную внешнюю политику, выставляя общее войско. Первую династию Боспорского царства основал в 480 г. до н. э. Археанакт, видимо, глава первых поселенцев в Пантикапее. В 438-437 гг. до н. э. династию Археанактидов сменили Спартокиды (правили до 110 г. до н. э.). Новое поколение царей берет начало с фракийца Спартока, проводившего уже антиафинскую политику.
С конца II в. до н. э. (107) греческие колонии в Северном Причерноморье ненадолго попадают в зависимость от понтийской державы царя Митридата Евпатора, а с середины I в. до н. э. (ок. 63) они уже находились под римским влиянием. К IV в. н. э. эти города прекращают свое существование под ударами готов.