Позднеэлладский период (XVI - XII вв. до н. э.)
В целом II тысячелетие для Балканской Греции - время сложения образа человеческой личности, когда культура индивидуализируется и в тень отодвигаются древние принципы коллективизма, единства родовой общины. Вся культура ахейской Греции пронизана мощным стремлением к познанию и созиданию на основе знаний, полученных опытным путем, когда общее религиозное восприятие реальности сочеталось с рациональным проникновением в окружающий мир.
В это время существуют культы священных растений, деревьев (дуб, платан, пальма), животных (бык, змея), которые рассматривались как атрибуты божества. Подобного рода религиозная практика восходит к фетишизму - обожествлению и одухотворению окружающего человека животного и растительного мира, а также к тотемизму, то есть почитанию растения или животного в качестве первопредка. Например, дуб, чтившийся в Додоне в более позднюю эпоху, рассматривался как место обитания Зевса. Пальма являлась символом Аполлона, а змея (воплощение мудрости) - образом Афины Паллады. В классическую эпоху в главном храме Афин, Парфеноне, посвященном этой богине, обитала священная змея.
В отличие от Крита, существовал разработанный ритуал, состоявший в основном из жертвоприношений. Жертвы приносились разными способами: возлияния вином, медом, молоком, иногда кровью; воскурения благовонных веществ или жира жертвенного животного. Жертвоприношения были достаточно дорогостоящим мероприятием - их отдельные люди позволить себе не могли. Человеческие жертвоприношения неизвестны, хотя они могли иметь место. Обращение к богам осуществлялось в форме молитв. В микенской Греции молились обычно с воздетыми руками, а на Крите молитвенную позу означала приставленная ко лбу рука.
В конце II тысячелетия известны уже прототипы божеств, известных по поздней мифологии. Зафиксированы культы Зевса, Геры, Посейдона, Диониса, Гермеса и др. Строго разработанной иерархии богов еще не сложилось. Например, Зевс является не верховным божеством, а лишь одним среди равных. В микенской Греции был распространен генотеизм - почитание местного божества, рассматривавшегося в качестве покровителя данного города или местности.
Позднеэлладский период (XVI-XII). История ахейских государств известна не только по археологическому материалу, но и благодаря более поздней традиции. К этому периоду формально относятся события знаменитой Троянской войны (1240-1230) и приключения хитроумного царя Итаки Одиссея, описанные в поэмах "Илиада" и "Одиссея" слепого греческого поэта Гомера. Однако в целом гомеровский эпос отражает более позднюю эпоху "темных веков".
В Балканской Греции окончательно оформляется ряд независимых и враждебных по отношению друг к другу государств. Тиринф, Микены, Аргос, в отличие от критских дворцов, были сильно укреплены из расчета на долгую военную осаду, поскольку они постоянно вели междоусобные войны. Например, в Микенах строились стены циклопической кладки из каменных блоков весом до 5-6 тонн. Здесь же открыты царские усыпальницы ("шахтовые могилы круга А", относящиеся к XVI в.). На лица усопших клались золотые маски. Самая знаменитая из них названа маской Агамемнона в честь легендарного царя, предводительствовавшего ахейцами в троянском походе. Кому принадлежала маска, неизвестно, потому что Агамемнон жил гораздо позднее. Бедняков же хоронили в грунтовых могилах, куда ставились гробы в виде каменных ящиков с бедным инвентарем.
В гробницах аристократии имелся невероятно богатый сопровождающий инвентарь: мечи с рукоятями из горного хрусталя и слоновой кости, кинжалы из бронзы и золота, то есть предметы вооружения, свидетельствовавшие о повышенной военизации общества. Кроме военного снаряжения были и предметы роскоши: диадемы, серьги, подвески из фаянса, слоновой кости и янтаря прибалтийского происхождения. Многие предметы были украшены сценами охоты, войны и изображениями хищных животных, в чем выразился и особый дух микенского общества, агрессивного и жестко противопоставляющего себя окружающему миру. Эти люди были далеки от жизнерадостности и утонченности минойцев. Поэтому можно рассматривать микенское общество, с одной стороны, как упрощенную грубую копию минойского, а с другой, как первый не вполне удачный "черновик" будущей греческой цивилизации I тыс. до Р. Х.
С конца XVI в. на западе Пелопоннеса возвышается Пилос, где и были найдены глиняные таблички с линейным письмом Б. В пилосском обществе существовала разработанная система правовых норм применительно к аграрным отношениям. Земля делилась на поля общинные и поля индивидуального пользования. Общинные поля и индивидуальные считались объединенными под властью государственной. Дворцовое хозяйство формально не было отделено от общегосударственного и отождествлялось с ним: дворец являлся верховным владельцем земли. Линейное письмо Б распространилось из потребностей этого дворца.
В пилосском хозяйстве большую роль играл женский труд: здесь содержалось около пятисот женщин, разделенных на отряды по профессиональному признаку. Это могли быть рабыни или невольницы, обладавшие какими-то правами. Женщины занимались шитьем, пряжей, обработкой шерсти и льна. Возможно, во дворце находились и их дети. Мужчин-рабов на Пилосе не было. Рабами обычно становились военные пленники и содержать их в большом количестве, в отличие от женщин, было опасно, поэтому пленных мужчин, скорее всего, сразу убивали.
Хорошо известен быт богатых людей. Развитие городской жизни способствовало стремлению к комфорту и благоустроенности. Например, появляются ванны: у обеспеченных - большие, стационарные, у людей победнее - переносные, из обожженной глины (терракоты). Очень ценится чистая вода, поэтому во дворцах проложен водопровод. Над очагами из обожженной глины выкладываются дымоходы. Существовала мебель, известная по изображениям. Женщины для украшения лица применяли краски - прообраз косметики, причесывались гребнями из слоновой кости, создавая прически, известные по фрескам, из пышно взбитых локонов или заплетенных кос. Мужчины перевязывали длинные волосы лентой и носили бороды, а усы и бакенбарды сбривали бронзовыми бритвами. Появление моды в одежде свидетельствовало об особой склонности к утонченной роскоши у богатых людей, стремившихся сделать свою жизнь более красочной и интересной.
Накапливаются знания в различных областях науки. В линейном письме Б уже имеются символы, обозначающие цифры. Зафиксирована трепанация черепа; известно терапевтическое лечение больных травами, например мятой. Возникает музыка, носившая сакральный характер. В микенскую эпоху с появлением царских дворцов рождается и новый вид светской музыкальной культуры - творчество рапсодов, сказителей-песенников, которые на пирах под музыкальное сопровождение читали эпические произведения. Таким рапсодом был знаменитый Гомер. Простейшими инструментами были всем известные лира и флейта. Существовали и танцы: некоторые носили были сильно ритмизованы и эксцентричны, в них можно угадать прообраз будущих дионисийских плясок. Были танцы и более спокойные, плавные, когда юноши и девушки водили хороводы.