Период высокой классики (V в. до н. э.). Спарта.

Возникновение спартанского государства.

В истории Греции конца V - начала IV в. до н. э. большую роль сыграла Спарта. Спартанское государство формируется к концу II тысячелетия до н. э., после того как на Пелопоннесе в XI в. до н. э. появились дорийцы, расселившиеся в юго-восточной части полуострова, Лаконике (отсюда второе название Спарты - Лакедемон), в долине реки Эврот. Пришельцы подчинили и частью изгнали местных жителей ахейцев. Спарта представляла собой не город, а объединение пяти деревень, об. Нехватка земли привела к активной спартанской экспансии на запад, в Мессению, где обитали племена, сходные с ахейскими, говорившие на дорийском диалекте. Спартанцы их покорили в результате нескольких мессенских войн (VIII-VII вв. до н. э.). Во время второй мессенской войны прославился поэт Тиртей, составлявший боевые марши и кличи.

Большая часть покоренного населения Мессении и Лаконики (илоты)1 была лишена личной свободы и гражданских прав. Илоты работали на земле и выплачивали натуральный налог спартанцам. Небольшое число местных жителей Лаконики, где земли были менее плодородны, чем в Мессении, сохраняя личную свободу, было лишено гражданских прав, сформировав социальную группу периэков (буквально: "живущие вокруг"). Периэки занимались ремеслом и торговлей.

До VI в. до н. э. Спарта развивалась так же, как и остальные греческие полисы. Но к VI (или даже VII) в. до н. э. происходит окончательный поворот к формированию замкнутого самодовлеющего общества, что нашло отражение в легендарном законодательстве Ликурга, которое официально зафиксировало созданное в Спарте государственное устройство. Впрочем, античная традиция относила его к более раннему времени (IX-VII вв.).

Государственное устройство Спарты.

Во главе спартанского общества стояли два царя, басилея. В военное время они являлись военачальниками (например, прославленный Леонид), кроме того, выполняли жреческие функции и частично - судебные. На деле цари были лишены верховной власти, так как входили в совет старейшин, второй важный государственный орган, иначе называвшийся герусией. В него включалось тридцать человек: два царя и двадцать восемь старейшин. Старейшинами (геронтами) становились люди после 60-летнего возраста, то есть уже умудренные опытом. Герусия в своем роде выполняла функции афинского совета пятисот, являясь рабочим органом спартанского государства: старейшины разрабатывали ряд вопросов, выносившихся на обсуждение народного собрания (апеллы).

Формально народное собрание представляло собой высший государственный институт: в нем участвовали лишь полноправные граждане (мужчины, достигшие 30 лет), однако в отличие от афинского собрания ни один спартанец не мог выступить в апелле по своей инициативе. Граждане только отвергали или утверждали выдвигавшийся герусией закон. С древних времен сохранился обычай при голосовании большинство голосов определять криком. На такие выборы легко было воздействовать в интересах аристократического меньшинства.

Следующий государственный орган, возникший несколько позднее, - коллегия пяти эфоров, представлявших пять об, - изначально обладал функциями контроля за царями и герусией. Со временем эфоры становятся в Спарте основной властью. Они избирались сроком на один год и получали право привлекать к ответственности и судить рядовых спартанцев, геронтов и царей. Эфоры следили за соблюдением спартанского образа жизни, руководили внутренней и внешней политикой.

Воспитание и общественная жизнь спартанцев.

Спартанское общество характеризовалось предельной регламентацией всех сторон жизни, достигавшейся с помощью особой системы воспитания, которая получила большую известность.

Если ребенок рождался хилым, его сбрасывали с вершины Тайгета, самой высокой горы в Спарте, поскольку жить дозволялось только физически крепким.

Мальчики, достигавшие семилетнего возраста, объединялись в особые отряды - агелы и начинали заниматься физическими упражнениями. Поощрялись воровство и драки, в которых проявлялись ловкость и сила. Кроме того, дети обучались письму, счету и азам музыкального искусства.

Вероятно, в силу ограниченности интеллектуального воспитания спартанцы были немногословными. Отсюда происходит слово "лаконизм", означающее краткость в выражении мыслей. Спартанцы умели излагать их емко и красочно. Леонид, когда ему сообщили, что персов столь много, что их стрелы затмят солнце, ответил: "Ну что ж, мы будем сражаться тени". Другой царь в ответ на выступление одного многословного посла сказал: "Ты с таким же трудом окончил свою речь, с каким терпением я ее выслушал".

Аналогичным образом воспитывались и девочки, для того чтобы у них вырастали здоровые дети. Матери презирали сыновей, проявлявших трусость в бою. Известное изречение "со щитом или на щите" принадлежало спартанке, вручавшей щит сыну перед боем: с щитом в руках возвращались победители, а на щите приносили убитых. Именно поэтому лакедемоняне никогда не носили доспехов на спине: для спартанца считалось величайшим позором показать спину врагу.

По мере взросления мальчики переходили в другие возрастные группы, пока не достигали тридцати лет - той грани, с которой в Спарте начиналось совершеннолетие (в Афинах юноша считался совершеннолетним с двадцатилетнего возраста). Физическое воспитание завершалось особым "экзаменом" - торжественной и жестокой поркой на алтаре Артемиды. Жрица, наблюдавшая за данной процедурой, держала в руках статуэтку богини, то наклоняя, то поднимая ее, и удары либо усиливались, либо ослаблялись. Продолжение экзамена состояло в проведении такого варварского мероприятия, как криптии, когда молодые люди вооружались и раз в год убивали наиболее здоровых и сильных илотов.

Регламентация личной жизни спартанцев осуществлялась посредством общественных трапез (сисситий), устраивавшихся вскладчину. В них участвовал каждый полноправный гражданин, но тот, кто не мог сделать взнос, исключался из этого общества. Сисситии для лакедемонян являлись своего рода имущественным цензом и символом гражданского равноправия, поскольку на них устанавливалось одинаковое потребление пищи. Формализация и регламентация жизни могла доходить до нелепостей, когда от спартанцев требовались единообразный покрой одежды и определенная форма бороды и усов.

Такое консервативное и замкнутое устройство спартанского общества было обусловлено, в первую очередь, необходимостью объединения перед илотами, представлявшими собой значительную опасность. К 400 г. до н. э. в Спарте на 7-9 тыс. полноправных людей приходилось 40-60 тыс. периэков и 140-200 тыс. илотов, тогда как в Афинах жило примерно 60-100 тыс. граждан, 15-25 тыс. метеков и 40-60 тыс. рабов1. Такое большое число мессенцев было невозможно удержать в повиновении, если бы спартанская община не была военизированной. Консерватизм поддерживался и искусственно, когда Спарта перестала активно развиваться экономически, поскольку в ней не было денег, вместо которых вводились выдержанные в уксусе хрупкие железные пруты. С ними было невозможно вести внешнюю политику и торговлю.

Спартанское общество не анахронизм или ненормальный пережиток ранней древности, но четко выверенная, сознательно созданная конструкция, совершенствование которой несомненно вело к военному усилению Спарты: вплоть до IV в. до н. э. образ спартанца - образ мужественного и непобедимого воина. В Лакедемоне большое внимание уделялось воспитанию патриотизма, его граждане создали свою систему моральных ценностей, не были ограниченными вояками и не чуждались изящных искусств, считая своим покровителем Аполлона - бога гармонии, музыки и пения. С другой стороны, полная милитаризация общества имела своим следствием небогатое духовное наследие. Истории практически неизвестны спартанские драматурги, поэты и философы. Такое общество было обречено на постепенное угасание без дальнейшей преемственности последующими цивилизациями. Римский и христианский мир возникли и формировались под влиянием греческой традиции, которую представляли Афины и аналогичные по духовному и политическому устройству греческие полисы, но не Спарта.