Александр Македонский, его походы

Восшествие на престол Александра.

В 336 г. Филипп был неожиданно убит на свадебном пиру своей дочери одним из телохранителей. Убийцу подослали или персы, знавшие о готовившемся походе, или македонские аристократы, недовольные его политикой. Во главе государства стал сын Филиппа двадцатилетний Александр (336-323).

Смерть Филиппа оттянула Восточный поход на два года, но Персия не использовала выгодным образом отсрочку, поскольку постепенно разлагалась изнутри и не могла оказать сопротивление Македонии. Кроме того, она представляла собой многонациональную державу, и сепаратистские тенденции, облегчившие путь Александра на Восток, были сильны во многих ее областях.

С Александром связано множество историй и легенд. Уже его рождение сопровождалось чудесными знамениями. Учителем Александра стал сам Аристотель, специально вызванный ко двору Филиппа. В награду за обучение сына Филипп восстановил им же разрушенный родной город философа на Халкидике - Стагиру. Благодаря Аристотелю любовь к греческой культуре, литературе и философии сохранялась у Александра до самой смерти: он, например, всюду возил с собой "Илиаду", убирая ее вместе с кинжалом в шкатулку.

Перед походом царь посетил известного философа Диогена, который в тот момент лежал на солнце и отдыхал. Александр спросил, не желает ли чего-нибудь Диоген, на что тот ответил: "Отойди и не загораживай мне солнце". Когда же сопровождавшие Александра стали насмехаться над мудрецом, он одернул их, сказав: "Если бы я не был Александром, я хотел бы быть Диогеном".

Желая получить добрые предзнаменования перед экспедицией, царь отправился в дельфийское святилище, но попал туда в момент, не благоприятный для предсказаний, как сказала встретившая его жрица. Александр, не умевший отступать, настаивал и чуть ли не силой повлек пифию из храма, чтобы та дала предсказание. Тогда, уступая настоятельным просьбам, жрица воскликнула: "Ты непобедим, сын мой". Александр ответил, что этих слов ему вполне достаточно, и ушел.

Уже непосредственно перед самым началом похода на статуе Орфея в Македонии появился пот. Некоторые сочли этот факт неблагоприятным знаком, но по словам других, Александр как великий полководец заставит потеть и трудиться многих писателей, которые воспоют его подвиги. Так и вышло.

Первый этап Восточного похода (334-331).

Весной 334 г. Александр с крохотным для покорения мира войском (35 тыс.) переправился через Геллеспонт и встретился у реки Граник в первом сражении с войском персидского царя Дария III, одержав над ним победу. Сам Дарий в сражении не участвовал: на его стороне выступили греческие наемники. Александр воспользовался отсутствием централизации в персидской армии и тем, что малоазийские греческие города (Эфес, Милет) с нетерпением ожидали его как освободителя. Александр восстановил их независимость и демократическое устройство. Будучи тонким политиком, царь и в негреческих областях сохранял местное самоуправление, лишь ставя его под контроль македонцев; не повышал налогов, уважал обычаи и традиции завоеванного населения. Такая политика снискала ему большую популярность.

Александр прошел через Малую Азию и попал во фригийский город Гордий, где на одной из колесниц был завязан так называемый "гордиев узел", развязать который было суждено только властителю Азии. Александр его разрубил.

Во второй раз царь встретился с персами у города Исс в 333 г., в горной узкой долине в северной Сирии, где войско Дария не смогло развернуться, и Александр нанес ему сокрушительное поражение, захватив царский обоз с женой, матерью и детьми Дария, успевшего бежать в одиночестве. С пленниками победитель обошелся по-царски, окружив их почетом. После Исса все сирийские и финикийские города перешли на сторону Александра, который долгое время осаждал лишь считавшийся неприступным Тир, и взял его, насыпав дамбу от материка к городу, расположенному на островном укреплении и подкатив к стенам невиданные дотоле осадные башни высотой более пятидесяти метров.

Цель похода (месть за греко-персидские войны) была достигнута, и македонские аристократы отговаривали Александра идти дальше, предлагая принять условия мира Дария. Но царь настаивал на продолжении похода и в 332 г. вступил в Египет, где его вновь встретили как освободителя от персов. Он основал Александрию, позднее сыгравшую большую роль в истории эллинистического мира, и совершил паломничество к храму Амона, к западу от Египта, где жрец признал его сыном бога и фараоном, после чего Александр ввел обожествление своей особы - самообожествление станет идеологической опорой эллинистических правителей. Греки в Балканской Греции равнодушно восприняли весть об обожествлении Александра: "Если Александр хочет быть богом, пусть им будет". А Демосфен не без ехидства предложил его сделать сыном Посейдона или Зевса.

Второй этап похода (331-329).

Из Египта Александр направился на северо-восток, к северной Месопотамии, где в третий раз встретился с Дарием III у местечка Гавгамелы, или Арбелы (331). Дарий применил колесницы, к осям которых были прикреплены серпы, надеясь не только прорвать, но и устрашить войско Александра. Дисциплинированные македонцы расступились и пропустили мчавшиеся колесницы сквозь ряды. После поражения Дарий бежал дальше на Восток, и Александр, двигаясь за ним, вступил в Вавилон (331), а затем - в столицу Персии Персеполь (330), где впервые столкнулся с ожесточенным сопротивлением, представ перед населением не как освободитель, а захватчик. Взяв город, он отправился на северо-запад, в сторону Мидии, и захватил ее столицу Экбатаны (330), преследуя Дария, который в конце концов погиб от руки одного из сатрапов. Тело Дария передали Александру, и тот устроил пышные похороны своему недавнему врагу. Изначальная идея похода - месть персам - окончательно исчерпала себя, и Александр уже рассматривал себя в качестве преемника Дария, верховного правителя Персии и мстителя за его смерть, в знак чего предатель сатрап был казнен.

Среди македонской знати, считавшей себя ущемленной в правах по отношению к покоренной восточной аристократии, возник заговор. Он был быстро подавлен, тем не менее в дальнейшем Александр стал более ориентироваться на местную знать как на опору собственной власти. Царь направился дальше, занимая прикаспийские области и Парфию.

Третий (329-327) и четвертый (327-324) этапы похода.

Войско перешло через горный хребет Гиндукуш и вступило в Среднюю Азию, на территорию современного Узбекистана: области древней Согдианы и Бактрии (покорены к 328 г.). Александр заключил династический брак с дочерью бактрийского царя Роксаной.

В 327 г. начался заключительный этап похода. Александр вторгся в Пенджаб, на северо-западе Индии, и перешел реку Инд. Македонцы в открытом бою впервые столкнулись с боевыми слонами, но тем не менее одержали победу над местным царем Пором. Формально Александр его победил и заключил мир, но он дался дорогой ценой. Великий завоеватель призвал воинов идти дальше на Восток: ему казалось, что войско быстро пересечет Индию, выйдя к мировому океану, и вся ойкумена, по представлениям античного человека, окажется под властью Македонии. Однако столь блестящие головокружительные планы не будоражили утомленное войско: в его среде возникло недовольство царем, и воины заставили Александра повернуть назад. Перед отступлением он основал несколько форпостов, в частности, город Буцефалию, в честь любимого погибшего коня.

Армия направилась на юг, к Индийскому океану, и двумя отрядами вернулась в Вавилон: один - по суше, другой - по морю. Поход завершился к 324 г.

Создание великой державы.

В результате Восточного похода возникла огромная держава, удержать которую силами одних македонцев оказалось невозможным, поэтому Александр, отдавая предпочтение соплеменникам, не чуждался сотрудничества с варварами и привлекал к управлению областями местную аристократию. Он стремился соединить воедино восточную и греко-македонскую культуру, и однажды в Сузах устроил свадьбу десяти тысяч своих воинов с местными женщинами. Опорными пунктами для распространения греческого влияния в завоеванных областях становились вновь основанные города со смешанным местным и греко-македонским населением: высшие должности царь предоставлял и македонцам, и местной знати.

Александр централизовал выпуск золотой и серебряной монеты, теперь чеканившейся в больших количествах по образцу афинской монетной системы. Произошло глобальное перераспределение материальных ценностей: сокровища, находившиеся во владении восточных правителей и покоившиеся на Востоке мертвым грузом, были пущены в активный торговый оборот.

Александр, используя наследие восточной и греко-македонской традиций, обожествил себя и перенес столицу державы в Вавилон. Греция же превратилась в периферию политической жизни и, оставаясь источником культурного и частью религиозного воздействия на эллинистический мир, окончательно прекратила свое существование как политический центр Средиземноморья.