Период поздней классики (IV в. до н. э.) Искусство.

Философия.

IV век стал временем, когда греки ощутили необходимость подвести итог своему прошлому. Лучше всего это получилось в области философии, ознаменованной появлением философов Платона и Аристотеля, наследие которых до сих пор питает европейскую мысль.

Платон (427-347) родился в Афинах в аристократической фамилии и с детства преуспевал в занятиях поэзией, живописью, музыкой и гимнастикой. Был учеником Сократа, после смерти которого совершил несколько путешествий в Сиракузы, где была пифагорейская школа. Находился при дворе Дионисия I, который был прогневан его независимостью и продал философа в рабство, из которого Платона выручили друзья. Уже в преклонном возрасте философ основал в Афинах свою знаменитую школу - Академию (387). Основу сохранившихся произведений Платона составляют диалоги (23 подлинных диалога, например, "Пир", "Федон", "Тимей", "Государство" и др.), жанр которых позволял представить читателю его творческую лабораторию мысли. Главным действующим лицом многих диалогов являлся Сократ. Платон пытался разрешить проблему, являвшуюся движущим началом для всей греческой философии, - диалектику идеи и материи. С помощью искусства спора он добирается до первоначальной неделимой сущности вещей, какой, по его мнению, являлись идеи - прообразы, неизменяемые вечные модели видимого мира, из-за чего Платона считают основателем философского направления "идеализма". Платон не разделял этику и политику, поскольку в его глазах личная добродетель и государственная справедливость могли быть согласованы с помощью идеальных законов, поэтому он много внимания уделял правильному воспитанию граждан с помощью литературы и искусства.

Аристотель (384-322), родившийся в городе Стагира (Халкидский полуостров), учился и преподавал в Академии Платона, жил в Афинах на правах метека, был учителем Александра Македонского, в конце жизни проводил занятия в предместье Афин, где был храм Аполлона Ликейского и гимнасий - Ликей. Аристотель был разносторонним мыслителем, занимавшимся не только философией, но и литературой, искусством, политикой, физикой и биологией, что нашло отражение в его многочисленных трудах ("Метафизика", "Риторика", "Политика", "Физика", "История животных" и др.). По его учению, явившемуся развитием платоновских идей, бытие вещи определяло соотношение двух начал: материи и формы. Аристотель описал государственное устройство многих греческих полисов и создал свою модель идеального государства - политии, в которой все подчинено общественному благу.

Изобразительное искусство.

В отличие от предшествующих эпох, искусство поздней классики тяготело к конкретности переживаний и в этом смысле предваряло эпоху эллинизма, в которой большую роль играл индивидуализм. Вообще выдвижение влиявших на ход исторических событий личностей, таких как Алкивиад, Лисандр, тоже свидетельствовало о новой эпохе, когда греки уже не сознавали себя частью гражданского коллектива. Исчезали принципы коллективизма, и на первый план выдвигались чувства, эмоции и заслуги индивидуума. Искусство отразило эту неустойчивость, тревожность, ощущение будущей трагедии греческого мира.

Наиболее крупным скульптором IV в. был Пракситель, пользовавшийся большой известностью уже в древности. Одна из его самых известных скульптур - "Гермес с младенцем Дионисом". Гермес несет Диониса на воспитание нимфам и в не сохранившейся правой руке держит кисть винограда, которой как бы дразнит маленького бога. В скульптурах Праксителя и его подражателей исчезает образ мужественного гармонически развитого атлета, созданный Поликлетом и Мироном. Гермес Праксителя - изнеженный юноша, не развитый физически, в нем подчеркивается женственная красота. Для скульптора важна не столько конкретная ситуация, сколько обобщенный образ "расслабленного досуга". Гермеса не интересует Дионис, поскольку его отвлеченный взгляд устремлен в другую сторону и не выражает пристального внимания к младенцу.

Другая скульптура Праксителя - "Отдыхающий сатир". Перед зрителем обыкновенный молодой человек, и его принадлежность к сатирам выдают только козлиные уши. Известно около 70-ти подражаний этой статуе. Отличие скульптур поздней классики от прежнего времени состоит в том, что они нуждаются в опорах. Если убрать столб, на который опирается сатир, то статуя упадет, тогда как скульптуры ранней эпохи в своем роде крепко стояли на ногах. Дорифор Поликлета - сбалансированная фигура, сохраняющая равновесие благодаря гармоничному сочетанию отдельных элементов. Теперь дополнительная опора - неотъемлемая часть композиции. Названные статуи Праксителя дошли в подлиннике, что редко случалось, поскольку большинство греческих скульптур сохранилось лишь в римских копиях.

Еще один шедевр Праксителя - "Афродита". Доведение до совершенства женственной красоты логически вело к изображению обнаженной женской натуры. В V в., в эпоху высокой классики, не было принято изображать обнаженных женщин, но у Праксителя этот переход естественен: у него чувствуется мягкость и теплота лепки, умело использована игра светотени, "волшебная симфония белого и черного", по выражению современного французского скульптора Родена. Пракситель раскрашивал статуи, втирая в них особые вещества, благодаря котором его произведения приобретали телесный матовый оттенок. У "Афродиты" была интересная предыстория. Пракситель высекал ее по заказу жителей острова Кос, но когда завершил свой труд, заказчики были весьма смущены и попросили сделать Афродиту одетой, а эту статую купили жители острова Книд, почему она теперь называется "Афродита Книдская". Статуя получила широкую известность, и ради нее паломники специально ездили на Книд. Пракситель изготовил скульптуру, исходя из ее определенного расположения в храме в виде широкой арки, открытой лишь с двух сторон, поэтому Афродиту можно осмотреть лишь спереди или сзади - она не рассчитана на обзор с любой точки.

Вторым видным скульптором поздней классики был Скопас - полная противоположность Праксителя. Его танцующая "Менада" представляет собой целый сгусток энергии, "воплощенную бурю", по выражению современников. Менады - вакханки в римской традиции - женщины, сопровождавшие Диониса и участвовавшие в его оргиях. По описанию античных авторов, в несохранившихся руках менады находились: в одной - растерзанный козленок, в другой - нож, поскольку изначально при отправлении культа жертвенные животные Диониса живыми разрывались на части. Статуя не сохранилась в подлиннике, дошли только небольшие по размерам копии-статуэтки. Менада окончательно утрачивает и без того уже хрупкое в искусстве Праксителя равновесие и символизирует победу дионисийского начала у Скопаса. Менада похожа на язык пламени, изогнутый лук, развернувшуюся пружину - в ней скульптор ухватил краткий, но очень яркий момент, отразившей стихийный порыв пришедшей в исступление женщины.

Скопас украшал одно из семи чудес света - гробницу лидийского сатрапа Мавзола, откуда и происходит слово "мавзолей". Полностью она не сохранилась, поэтому до сих пор точно неизвестно, какие рельефы на гробнице принадлежат Скопасу, а какие нет.

Третий крупный мастер поздней классики - Лисипп, подведший итог скульптуре Греции классического периода. По преданию, Лисипп после изготовления очередной статуи клал в копилку золотую монету. В конце его жизни, когда копилку разбили, в ней оказалось полторы тысячи монет. Сам же Лисипп любил говорить, что изображает людей не такими, какие они есть, но такими, какими кажутся. Действительно, у него было поразительное оптическое, а не пластическое восприятие скульптуры как искусства. Самая знаменитая статуя скульптора, изготовленная из бронзы, - "Апоксиомен", юноша, счищающий с себя скребком грязь после состязаний (перед соревнованиями борцы растирались маслами и после борьбы становились грязными). Юноша не такой изнеженный, как у Праксителя, - физически развитый, но в то же время изящный. В скульптуре подчеркивается не физическая мощь, а благородное сочетание физического развития и внутренней утонченности. Возможно, это не обобщенный образ, а портрет конкретного лица. Лисипп - мастер схватывания мгновенного действия человека, но не столь эксцентричного, как у Скопаса. В Апоксиомене это достигается за счет небольшой детали: юноша держит скребок в левой руке, а не в правой, что придает статуе особое движение. Апоксиомен рассчитан на созерцание со всех сторон, поскольку статуя трехмерна, в отличие от произведений Мирона и в какой-то степени Праксителя, и с различных точек наблюдения представляет собой что-то новое. Лисипп как бы рождает статую изнутри, тогда как обычно статуя "освобождается" из блока мрамора под ударами резца. Возможно, такой эффект достигался за счет материала скульптуры - бронзы.

Новое искусство постепенно готовит переход к эллинизму, который ознаменуется потерей Грецией политической, но не духовной и не культурной независимости. Греция перестанет существовать как суверенное государство, но ее духовное влияние будет долгое время сохраняться среди средиземноморских и некоторых восточных государств.

Период поздней классики (IV в. до н. э.)