Искусство архаического периода

Поэзия.

Поэзия является важной частью культуры эпохи архаики, поскольку в ней нашли отражение практически все вышеперечисленные события. В поэзии греки переосмысляли окружающую их действительность.

С Гомером ушла эпоха героев, но память о ней осталась, и у многих поэтов возникает желание подражать ушедшему прошлому - так появляются циклические поэмы. Их авторы - эпигоны Гомера, которые, не творчески следуя основанной великим поэтом традиции, практически ничего нового в поэзию не внесли, поэтому "циклическими поэтами" греки в позднюю эпоху называли бездарных писателей. С другой стороны, благодаря им в литературе практически полностью был описан миф о Троянской войне.

В такой посредственной поэтической среде выделяется примечательная личность - Гесиод (конец VIII - начало VII вв. до н. э.). Этот беотийский земледелец написал произведения, основополагающие для определенных жанров греческой литературы. Его "Теогония" - поэма о происхождении богов - кладет начало произведениям космогоническим, описывающим происхождение, родственные связи, жизнь и судьбу богов. Вторая поэма "Труды и дни" носила дидактический характер, став первой в ряду книг назидательного содержания. В ней Гесиод повествовал о буднях простых греческих земледельцев, о чем имел реальное представление, поскольку сам жил в Беотии и всю жизнь проработал на земле.

Эпоха архаики - время становления лирической поэзии. Греческие поэты стихи не читали, а пели, поэтому музыка накладывала особый отпечаток на их творчество. Первым и наиболее известным среди архаических поэтов стал Архилох, живший на острове Парос в середине VII в. до н. э. Он родился в семье обедневшего аристократа и по натуре был человеком, склонным к приключениям: служил в наемных войсках и погиб во время одного из сражений. В отношении языка и техники построения стиха Архилох брал за образец Гомера. В целом его творчество характеризуется полным пренебрежением унаследованными от предков нормами поведения и предшествующей традицией, связанной с представлениями о чести: например, поэт бросает щит на поле боя, трусливо бежит и при этом не чувствует себя виновным. Такое поведение характерно для наемных воинов. Архилох первым стал писать ямбом (двусложная стопа с ударением на втором слоге); до него в греческой поэзии существовал лишь гекзаметр. Изменение стихосложения играло большую роль, поскольку в античности, не знавшей рифмы, стихи характеризовались только ритмикой: количеством ударений, чередованием ударных и безударных слогов, а также их определенным числом в строке.

Другим известным поэтом был Анакреонт, живший на острове Теос, близ Малой Азии (середина VI в. до н. э.). В подражание ему в римское время возникла анакреонтическая поэзия, воспевающая радость жизни, связанную с утонченными удовольствиями. Анакреонт - певец пиров, вина и любви, далекий от политики. Однако в отдельных его стихах виден страх перед старостью и смертью, что вполне естественно для человека, для которого смысл существования ограничен рамками земной жизни.

Другая пара поэтов - Алкей и Сапфо - жила на острове Лесбос (конец VII-VI в. до н. э.). Алкей создавал бравурные военные марши (эмбатерии) и застольные песни (сколии). Сапфо писала на эолийском диалекте, во многом опиралась на народный фольклор, у неё много любовной лирики. Позднее одна из метрических форм, которую она использовала в своих песнях, исполнявшихся под аккомпанемент лиры, была названа сапфической строфой. По легендарному преданию, Алкей был влюблен в Сапфо, но не добился взаимности. Сама же поэтесса покончила с собой из-за несчастной любви к другому мужчине.

В континентальной Греции, в Спарте, жил поэт Тиртей. Спартанцы не уделяли достаточного внимания изящным искусствам, поэтому Тиртей не характерный пример для спартанской культуры - он был чуть ли не единственным среди соплеменников, кто писал талантливые стихи на любимую лакедемонянами военную тематику.

В архаическую эпоху появляется хоровая лирика. Она основывалась на трех элементах: поэзии, музыке и танце. Хоровая лирика становится прообразом греческого театра, поскольку в этом жанре вырабатывается та структура, по которой будут строиться произведения трагиков. Наиболее ярким представителем хоровой лирики был Пиндар из Фив (VI в. до н. э.). В основном его произведения посвящались победителям в состязаниях или играх. Согласно Пиндару, победитель может спокойно умереть, поскольку большего человек не способен совершить.

Философия.

Ранняя греческая философия возникла в восточном регионе, в ионийских городах и испытала большое влияние Востока - это так называемая "философия природы", натурфилософия, в которой происходит пробуждение древнегреческой мысли, испытующей сущность возникновения мира. Три крупных философа этого времени жили в Милете. Фалес считал, что мир и все живое происходят из воды. По учению Анаксимена, вселенная состоит из воздуха: когда он сгущается, возникает вода, а когда разряжается - огонь. Третий мыслитель, Анаксимандр, выделил некое беспредельное первовещество (апейрон), из которого все произошло.

Научные представления греков о мире в архаическую эпоху были не на высоком уровне, поэтому значение натурфилософии заключалось не в конкретном знании, но в особенном ощущении всеобщей взаимосвязи, в силе поэтического обобщения и попытке расширить собственный духовный горизонт.

Изобразительное искусство.

Грань между гомеровской и архаической эпохами в искусстве характеризуется геометрическим стилем, ярким примером которого является Дипилонская амфора, найденная в Афинах. Подобные вазы являлись надгробными памятниками и их размеры достигали человеческого роста. Поверхность вазы членится на ряд изолированных друг от друга лент, в центре композиции изображена погребальная процессия, в которой человеческие фигурки предельно схематизированы. Геометрический стиль не мог привести к расцвету вазописи, возникшей в VI-V вв. до н. э., и должен был завершиться тупиком декоративизма. Между геометрическим стилем и вазописью последующего времени - резкий скачок, невозможный без внешнего влияния, скорее всего, со стороны Востока, давшего импульс развитию греческого искусства. Восток, несмотря на его сильное влияние в области философии и культуры Греции, не стал основой греческого искусства, которое формировалось своим путем как самобытное и самостоятельное.

Вазопись нового стиля берет начало в VI в. до н. э., это чернофигурная роспись, наносившаяся на сосуд черной краской. Первоначально сюжеты росписей связаны с мифологией. Затем возникает краснофигурная вазопись, когда изображения на сосуде оформляются за счет раскрашивания фона, а фигуры сохраняют изначальный цвет стенок сосуда. Эта роспись, более сложная по технике, дает возможность изобразить мелкие детали. В позднее время чернофигурная и краснофигурная керамика сосуществовали.

В скульптуре появляются "архаические аполлоны", или куросы - обнаженные молодые люди, изображенные с выставленной вперед ногой, руки по швам, кулаки иногда сжаты. У фигур - фронтальная постановка, четко прослеживается анатомическое строение тела. Куросы являют собой общий тип человека без индивидуальных черт. В архаическую эпоху появляются аналогичные изображения женщин, кор, во фронтальном положении, облаченных в длинные одежды, в которых большую роль играют складки. Наибольшую известность получила статуя Геры с о. Самос (VII-VI вв. до н. э.). До IV в. до н. э. греки редко изображали женщин, потому что для них образ истинной гармонии духа и тела являл находившийся в центре внимания художников мужчина. На лицах всех скульптур изображалась знаменитая загадочная "архаическая улыбка", подчеркивающая не конкретные черты статуй, но воплощенный в них идеализированный образ человека, который становится мерилом основных ценностей для эпохи классики.