Греция и Македония (IV в. до н. э.)

Географические условия Македонии.

Македония - страна к северу от Фессалии и к западу от Фракии, делившаяся на две части: Верхнюю и Нижнюю. Верхняя представляла собой обширную труднодоступную область, горную и лесистую, где жила основная масса населения. Нижняя являлась небольшой равниной близ Эгейского моря. Климат в Македонии был более суровый, чем в Греции, и на горных хребтах снег никогда не таял. Знаменитая гора Олимп, чертог небожителей, располагалась именно здесь, на границе с Фессалией.

Среди населения были развиты скотоводство и лесные промыслы. Этническая принадлежность македонцев была не вполне ясна, поскольку они составляли синкретическую общность из иллирийцев, фракийцев и греков. В своем культурном развитии жители северной части страны значительно отставали от населения сильно эллинизированных прибрежных областей. По мере удаления от Эллады меньшим становилось и греческое влияние.

Военная реформа Филиппа II. К концу V в. до н. э.

Македония была слабо централизована, и в вопросе царского престолонаследия большую роль играла армия. В первой половине IV в. началось постепенное усиление государства, приведшее к установлению тесных отношений со слабеющей Грецией: Македония заключала договоры с отдельными полисами, пользуясь их междоусобными раздорами. Как мощная и централизованная держава она оформилась при Филиппе II (359-336), хорошо знакомом с Грецией, поскольку в юности он три года в качестве заложника прожил в Фивах.

Новый царь провел военную реформу. Комплектование армии стало производиться по территориальному принципу; широко начала применяться осадная техника, но главное тактическое нововведение состояло в концентрации сил по направлению основного удара - появилась легендарная македонская фаланга, представлявшая собой прямоугольник в глубину до 24 рядов, выстроенный из воинов, вооруженных мечами и прямоугольными щитами. Гоплиты первых шести шеренг несли копья (сариссы) разной длины, самые длинные достигали шести метров. Поставленные таким образом солдаты являлись страшной ударной силой. Вплоть до I в. до н. э. прорвать строй македонцев считалось невозможным, хотя у фаланги были уязвимые места, поскольку она была практически беззащитна без дополнительного прикрытия конницей с флангов.

Священная война (355-346).

Отсталая в культурном и социально-экономическом отношениях Македония была отныне сильна своей военной организацией, и после покорения ею соседней Фракии столкновение с Грецией стало делом недалекого будущего, для чего возник и удачный повод. В Греции вспыхнула Священная война (355-346). Фокидяне захватили сокровища, принадлежавшие общегреческой святыне, Дельфам, и наняли на эти деньги солдат, то есть совершили одновременно и святотатство и кощунство. В IV в. уже нашлись греки, не считавшие зазорным получать жалование из украденных храмовых денег. Фокиду поддержали Спарта и Афины, боявшиеся усиления Беотийского союза. Им противостояли Фивы и Фессалия. Война велась с переменным успехом, но в 352 г. в нее вмешался Филипп, примкнувший к защитникам общегреческой святыни. Формально отвергнуть его поддержку греки не могли, так как вмешательство Македонии было логичным и в какой-то степени правомерным. Филипп быстро одержал победу над фокидянами, а вскоре и вся Фессалия оказалась в его руках.

Тем временем в Афинах оформились две группировки: про- и антимакедонская. Во главе промакедонски настроенных граждан стоял видный оратор Исократ. Он преподавал риторику, составлял панегирики, отличавшиеся изысканным высокопарным стилем, и прославился как основатель торжественного красноречия, хотя сам обладал слабым голосом и публично не выступал. Исократ призывал Филиппа осуществить в Греции военную гегемонию, а затем совершить поход на Персию. Он выражал интересы афинян, ориентированных на особую связь с Македонией: крупных собственников и правящей элиты. Им противостояла антимакедонская коалиция, мнение которой наиболее ярко высказал крупнейший оратор Демосфен. От человека, выступавшего публично, требовались ясность построения речи, четкость в изложении, особая жестикуляция и правильное дыхание. Ничем этим Демосфен с детства не отличался, поскольку был хилым и косноязычным и у него дергалось плечо. Тем не менее юноша путем долгих тренировок смог достичь необычайных высот в ораторском искусстве: набирал в рот камни и учился четко произносить слова; выступал перед бушующем морем, взбираясь на скалу; подвешивал к потолку меч острием вниз и плечо, когда дергалось, резалось о лезвие; обрил себе половину головы, чтобы не показываться на людях и заниматься в уединении. Демосфен обращался к грекам с так называемыми "филиппиками" (это название станет нарицательным для обозначения пламенных страстных речей), направленными против Филиппа, который, в свою очередь, с большим интересом и удовольствием их перечитывал, потому что умел ценить литературные таланты. Демосфен отражал интересы патриотически настроенных граждан, хотя у антимакедонцев были и экономические интересы, поскольку гегемония Македонии означала перекрытие черноморских проливов для греческой торговли, тогда как отвоевание суверенитета позволяло сохранить связи с причерноморскими городами.

Впрочем, политика Демосфена была обречена из-за его ориентации на афинскую демократию как идеальный государственный строй, что в конце IV в. уже не могло помочь грекам, поскольку афинская демократия переживала глубокий кризис. Это нашло выражение в развале системы народного ополчения, в изменении гражданского мировоззрения людей, которые при отсутствии в казне денег на необходимые государственные нужды (например, строительство флота) требовали средств на проведение масштабных зрелищ; процветали политические доносы, а на ответственные должности избирались главным образом лица, способные понести крупные финансовые издержки. Впрочем, искаженная и ущербная, демократия продолжала существовать вплоть до римского времени. Обновление общества за счет возврата к старому и возрождения прежних традиций - тоже признак идеологического кризиса. В этом смысле Демосфен был последним одиноким романтиком.

Обе партии обвиняли друг друга в измене родине, поскольку промакедонская группировка получала деньги от македонцев, а антимакедонская - от персов. Борьба в конечном счете завершилась победой промакедонской партии.

Священная война кончилась в 346 г. Между Филиппом и греческими государствами было заключено соглашение (Филократов мир): Македония вошла в Дельфийский союз (амфиктионию), защищавший святилище Аполлона, заняв место побежденных фокидян. Таким образом юридически фиксировались завоевания Филиппа в Северной и его проникновение в Среднюю Грецию.

Отношения Филиппа и греческих полисов (338-336).

Решающее сражение между окончательно сложившейся к тому времени антимакедонской коалицией и Филиппом произошло в 338 г. при Херонее (местечко в Беотии), в Средней Греции, когда царь нанес сокрушительное поражение греческим городам. Отныне была похоронена политическая независимость греков, а Греция существовала лишь в составе других держав. Эта битва стала последним символом греческого патриотизма, когда недавние враги, фиванцы и афиняне, примирились и вместе выступили против общего врага. "Священному отряду" павших на поле боя фиванцев, как некогда спартанцам при Фермопилах, был воздвигнут памятник в виде каменного льва. После битвы Филипп отправил одному из спартанских аристократов хвастливое письмо, в котором возвеличивал свои победы. Спартанец с присущей ему лаконичностью ответил: "Оглянись, Филипп, и ты увидишь, что твоя тень не стала больше после этой победы".

Афиняне ожидали кровавой расправы и готовились к жестокой осаде, но Филипп, учитывая авторитет, которым пользовались Афины, выдвинул сравнительно легкие условия: афиняне уступали полисы на Халкидике и контроль над черноморскими проливами (современные Босфор и Дарданеллы), формально сохраняя независимость, в знак чего Филипп возвратил пленных и тела погибших. Затем он вступил на территорию Пелопоннеса и ограничил владения Спарты, окончательно сузив их до размеров Лаконской долины.

В 337 г. Филипп созвал представителей греческих полисов на Коринфский конгресс, в котором не участвовала только Спарта. Под эгидой Филиппа в Коринфе учреждался общеэллинский союз, провозглашался суверенитет каждого греческого города и фиксировалось прекращение междоусобных войн. Управление союзом формально осуществляли представители полисов, собиравшиеся в Коринфе. Общегреческую же внешнюю политику осуществлял Филипп, который от имени Греции и Македонии объявил священную войну Персии якобы в отмщение за урон, понесенный греками во время греко-персидских войн. На самом деле поход являлся продолжением его экспансионистской политики. Под этим же предлогом справедливой мести прошло и начало восточного похода молодого Александра. Филипп запретил грекам наниматься в армии, враждебные Македонии и Греции. Его решение было направлено против греческих наемников, служивших в персидской армии.