Посетителям
Новости
Карты Греции
Карта сайта
Поиск по сайту

Боги и титаны
Герои
Аргонавты
Троянский цикл
Одиссея
Агамемнон и сын его Орест
Фиванский цикл
Глоссарий

Палеолит и неолит
Крито-микенский период
Полисный период
Эллинистический период
Римская Греция

Скульптура
Барельефы, мозаики
Чеканка
Роспись
Археология

Скачать бесплатно

Северное полушарие
Южное полушарие
Созвездия
Назад Содержание Дальше

   

Период поздней классики (IV в. до н. э.) Искусство.

Философия.

IV век стал временем, когда греки ощутили необходимость подвести итог своему прошлому. Лучше всего это получилось в области философии, ознаменованной появлением философов Платона и Аристотеля, наследие которых до сих пор питает европейскую мысль.

Платон (427-347) родился в Афинах в аристократической фамилии и с детства преуспевал в занятиях поэзией, живописью, музыкой и гимнастикой. Был учеником Сократа, после смерти которого совершил несколько путешествий в Сиракузы, где была пифагорейская школа. Находился при дворе Дионисия I, который был прогневан его независимостью и продал философа в рабство, из которого Платона выручили друзья. Уже в преклонном возрасте философ основал в Афинах свою знаменитую школу - Академию (387). Основу сохранившихся произведений Платона составляют диалоги (23 подлинных диалога, например, "Пир", "Федон", "Тимей", "Государство" и др.), жанр которых позволял представить читателю его творческую лабораторию мысли. Главным действующим лицом многих диалогов являлся Сократ. Платон пытался разрешить проблему, являвшуюся движущим началом для всей греческой философии, - диалектику идеи и материи. С помощью искусства спора он добирается до первоначальной неделимой сущности вещей, какой, по его мнению, являлись идеи - прообразы, неизменяемые вечные модели видимого мира, из-за чего Платона считают основателем философского направления "идеализма". Платон не разделял этику и политику, поскольку в его глазах личная добродетель и государственная справедливость могли быть согласованы с помощью идеальных законов, поэтому он много внимания уделял правильному воспитанию граждан с помощью литературы и искусства.

Аристотель (384-322), родившийся в городе Стагира (Халкидский полуостров), учился и преподавал в Академии Платона, жил в Афинах на правах метека, был учителем Александра Македонского, в конце жизни проводил занятия в предместье Афин, где был храм Аполлона Ликейского и гимнасий - Ликей. Аристотель был разносторонним мыслителем, занимавшимся не только философией, но и литературой, искусством, политикой, физикой и биологией, что нашло отражение в его многочисленных трудах ("Метафизика", "Риторика", "Политика", "Физика", "История животных" и др.). По его учению, явившемуся развитием платоновских идей, бытие вещи определяло соотношение двух начал: материи и формы. Аристотель описал государственное устройство многих греческих полисов и создал свою модель идеального государства - политии, в которой все подчинено общественному благу.

Изобразительное искусство.

В отличие от предшествующих эпох, искусство поздней классики тяготело к конкретности переживаний и в этом смысле предваряло эпоху эллинизма, в которой большую роль играл индивидуализм. Вообще выдвижение влиявших на ход исторических событий личностей, таких как Алкивиад, Лисандр, тоже свидетельствовало о новой эпохе, когда греки уже не сознавали себя частью гражданского коллектива. Исчезали принципы коллективизма, и на первый план выдвигались чувства, эмоции и заслуги индивидуума. Искусство отразило эту неустойчивость, тревожность, ощущение будущей трагедии греческого мира.

Наиболее крупным скульптором IV в. был Пракситель, пользовавшийся большой известностью уже в древности. Одна из его самых известных скульптур - "Гермес с младенцем Дионисом". Гермес несет Диониса на воспитание нимфам и в не сохранившейся правой руке держит кисть винограда, которой как бы дразнит маленького бога. В скульптурах Праксителя и его подражателей исчезает образ мужественного гармонически развитого атлета, созданный Поликлетом и Мироном. Гермес Праксителя - изнеженный юноша, не развитый физически, в нем подчеркивается женственная красота. Для скульптора важна не столько конкретная ситуация, сколько обобщенный образ "расслабленного досуга". Гермеса не интересует Дионис, поскольку его отвлеченный взгляд устремлен в другую сторону и не выражает пристального внимания к младенцу.

Другая скульптура Праксителя - "Отдыхающий сатир". Перед зрителем обыкновенный молодой человек, и его принадлежность к сатирам выдают только козлиные уши. Известно около 70-ти подражаний этой статуе. Отличие скульптур поздней классики от прежнего времени состоит в том, что они нуждаются в опорах. Если убрать столб, на который опирается сатир, то статуя упадет, тогда как скульптуры ранней эпохи в своем роде крепко стояли на ногах. Дорифор Поликлета - сбалансированная фигура, сохраняющая равновесие благодаря гармоничному сочетанию отдельных элементов. Теперь дополнительная опора - неотъемлемая часть композиции. Названные статуи Праксителя дошли в подлиннике, что редко случалось, поскольку большинство греческих скульптур сохранилось лишь в римских копиях.

Еще один шедевр Праксителя - "Афродита". Доведение до совершенства женственной красоты логически вело к изображению обнаженной женской натуры. В V в., в эпоху высокой классики, не было принято изображать обнаженных женщин, но у Праксителя этот переход естественен: у него чувствуется мягкость и теплота лепки, умело использована игра светотени, "волшебная симфония белого и черного", по выражению современного французского скульптора Родена. Пракситель раскрашивал статуи, втирая в них особые вещества, благодаря котором его произведения приобретали телесный матовый оттенок. У "Афродиты" была интересная предыстория. Пракситель высекал ее по заказу жителей острова Кос, но когда завершил свой труд, заказчики были весьма смущены и попросили сделать Афродиту одетой, а эту статую купили жители острова Книд, почему она теперь называется "Афродита Книдская". Статуя получила широкую известность, и ради нее паломники специально ездили на Книд. Пракситель изготовил скульптуру, исходя из ее определенного расположения в храме в виде широкой арки, открытой лишь с двух сторон, поэтому Афродиту можно осмотреть лишь спереди или сзади - она не рассчитана на обзор с любой точки.

Вторым видным скульптором поздней классики был Скопас - полная противоположность Праксителя. Его танцующая "Менада" представляет собой целый сгусток энергии, "воплощенную бурю", по выражению современников. Менады - вакханки в римской традиции - женщины, сопровождавшие Диониса и участвовавшие в его оргиях. По описанию античных авторов, в несохранившихся руках менады находились: в одной - растерзанный козленок, в другой - нож, поскольку изначально при отправлении культа жертвенные животные Диониса живыми разрывались на части. Статуя не сохранилась в подлиннике, дошли только небольшие по размерам копии-статуэтки. Менада окончательно утрачивает и без того уже хрупкое в искусстве Праксителя равновесие и символизирует победу дионисийского начала у Скопаса. Менада похожа на язык пламени, изогнутый лук, развернувшуюся пружину - в ней скульптор ухватил краткий, но очень яркий момент, отразившей стихийный порыв пришедшей в исступление женщины.

Скопас украшал одно из семи чудес света - гробницу лидийского сатрапа Мавзола, откуда и происходит слово "мавзолей". Полностью она не сохранилась, поэтому до сих пор точно неизвестно, какие рельефы на гробнице принадлежат Скопасу, а какие нет.

Третий крупный мастер поздней классики - Лисипп, подведший итог скульптуре Греции классического периода. По преданию, Лисипп после изготовления очередной статуи клал в копилку золотую монету. В конце его жизни, когда копилку разбили, в ней оказалось полторы тысячи монет. Сам же Лисипп любил говорить, что изображает людей не такими, какие они есть, но такими, какими кажутся. Действительно, у него было поразительное оптическое, а не пластическое восприятие скульптуры как искусства. Самая знаменитая статуя скульптора, изготовленная из бронзы, - "Апоксиомен", юноша, счищающий с себя скребком грязь после состязаний (перед соревнованиями борцы растирались маслами и после борьбы становились грязными). Юноша не такой изнеженный, как у Праксителя, - физически развитый, но в то же время изящный. В скульптуре подчеркивается не физическая мощь, а благородное сочетание физического развития и внутренней утонченности. Возможно, это не обобщенный образ, а портрет конкретного лица. Лисипп - мастер схватывания мгновенного действия человека, но не столь эксцентричного, как у Скопаса. В Апоксиомене это достигается за счет небольшой детали: юноша держит скребок в левой руке, а не в правой, что придает статуе особое движение. Апоксиомен рассчитан на созерцание со всех сторон, поскольку статуя трехмерна, в отличие от произведений Мирона и в какой-то степени Праксителя, и с различных точек наблюдения представляет собой что-то новое. Лисипп как бы рождает статую изнутри, тогда как обычно статуя "освобождается" из блока мрамора под ударами резца. Возможно, такой эффект достигался за счет материала скульптуры - бронзы.

Новое искусство постепенно готовит переход к эллинизму, который ознаменуется потерей Грецией политической, но не духовной и не культурной независимости. Греция перестанет существовать как суверенное государство, но ее духовное влияние будет долгое время сохраняться среди средиземноморских и некоторых восточных государств.



Rambler's Top100
www.khorsa.ru