Посетителям
Новости
Карты Греции
Карта сайта
Поиск по сайту

Боги и титаны
Герои
Аргонавты
Троянский цикл
Одиссея
Агамемнон и сын его Орест
Фиванский цикл
Глоссарий

Палеолит и неолит
Крито-микенский период
Полисный период
Эллинистический период
Римская Греция

Скульптура
Барельефы, мозаики
Чеканка
Роспись
Археология

Скачать бесплатно

Северное полушарие
Южное полушарие
Созвездия
Назад Содержание Дальше

   

Период поздней классики (IV в. до н. э.)

Кризис полисной системы в первой половине IV в. до н. э.

После Пелопоннесской войны начался серьезный кризис полисной системы. Выявилась несовместимость замкнутого общественного устройства Спарты и ее ролью общегреческого гегемона, которому подчинялись многие полисы вне Пелопоннеса. Дало трещину и законодательство Ликурга: около 400 г. произошло революционное изменение в лакедемонском законодательстве, когда впервые по закону эфора Эпитадея о свободе завещаний и дарений земельных участков гражданам дозволялось продавать и покупать наделы. В Спарту начался активный приток денежных средств. Много денег привез Лисандр, в больших количествах поступила контрибуция, щедрой рукой давала средства Персия. Спартанцы оказались не в состоянии использовать обрушившийся на них денежный дождь, потому что их уравнительное государство не было рассчитано на крупные денежные обороты. Богатые люди в Лакедемоне были и до войны, имело место и определенное социальное разделение, но в существовавшей системе богатые не могли себя проявить. А с появлением денег общество оказывалось не в силах удержаться на прежнем уровне, вынужденное вести энергичную внешнюю политику, какую в условиях Спарты осуществлять было невозможно. Традиционные устои Лакедемона рушились.

Распространение наемничества.

Обогащение одних и обнищание других вело к резкому общественному разделению. Появилось много разорившихся граждан, не обладавших землей и не имевших возможности участвовать в общественных трапезах. Богачи скупали большие участки, и бедняки исключались из гражданского коллектива. Происходило "вымывание" среднего слоя собственников, а с ним - и непосредственной опоры полисной системы. Если до войны небогатые земледельцы могли обеспечивать себя, то теперь они оказывались за чертой бедности. Появилось большое количество маргиналов, исключенных из общества, но вынужденных добывать средства к существованию. Это одна из главных причин широкого распространения наемничества в первой половине IV в. Полис нанимал воинов и заключал с ними договор - война превращалась в источник прокормления и финансовое мероприятие. Несоблюдение соглашения влекло за собой необходимость уплаты неустойки, так как солдатское жалование являлось капиталом и для воинов речь шла не о патриотизме, а о том, где больше заплатят, поэтому они с легкостью переходили от одних нанимателей к другим, если те сулили золотые горы.

Поначалу наемники надеялись, накопив денег, вернуться к мирному труду, но постепенно эти мечты исчезали, поскольку воину, отслужившему в армии 10-15 лет, сменить избранную профессию было уже нереально. Таким образом, наемничество к середине IV в. становится в Греции действующим фактором. Возвращению наемного отряда из десяти тысяч воинов в Грецию из Азии посвящено известное произведение последнего историка эпохи классики Ксенофонта1 "Анабасис". Ксенофонт являлся одним из участников этого похода.

Развитие наемничества - результат нежелания граждан воевать самим, что свидетельствовало об изменении гражданского мировоззрения, поскольку при совпадении в полисе военной и гражданской организации, ополчение являлось одним из структурных элементов города. Когда становится безопаснее и выгоднее вместо себя нанять и отправить на войну чужаков, люди перестают быть полноценными гражданами.

Развитие наемничества имело ряд последствий. С одной стороны, процветало ремесло, связанное с изготовлением оружия, а с ним совершенствовалось и военное дело; с другой, бесконечные войны стали неотъемлемой чертой жизни греков первой половины IV в., что вело к разрушению экономики в принципе, поскольку наемники разоряли дома, выжигали поля и уничтожали еще остававшееся в Греции производство.

Широко распространилось рабство, основным источником которого оказывались военнопленные, в первую очередь, из восточных азиатских областей. Любой солдат, стоило ему попасть в плен, тоже мог превратиться в невольника. Впрочем, греки предпочитали получать выкуп за своих соплеменников, а не окончательно закабалять их.

"Младшая" тирания.

Наемники активно способствовали установлению новых тиранических режимов, "младшей" тирании, вызванной внутренней нестабильностью. В отличие от "старшей" тирании новые режимы не имели твердой социальной опоры и у них не было творца в лице какой-либо политической группировки. Государственные устои должны опираться на определенные слои внутри общества, а их в IV в. не было: тирании возникали в результате случайной комбинации сил, временного и неожиданного политического превосходства одних над другими, когда удачники ловили момент, чтобы начать восхождение к власти.

Тираны опирались, в первую очередь, на наемников, исходя из сложившейся политической ситуации. Однако при отсутствии широкой общественной поддержки тирании были обречены на кратковременность, в силу чего единоличные режимы, основанные на узурпации власти, уже в конце IV в. перестали существовать. С другой стороны, для некоторых полисов тираны сыграли положительную роль, приходя к власти под флагом "национального предводительства" и обещая гражданам внутреннее благополучие, защиту интересов государства и т. п. Тирания, таким образом, отражала веяния новых времен, когда старая государственная система уже изжила себя, а новая еще не сформировалась.

Наиболее известным тираном был Дионисий I Сиракузский, однажды с отрядом из тысячи телохранителей захвативший арсенал Сиракуз и провозгласивший себя правителем города, во главе которого находился в течение сорока лет (406-367). В Западном Средиземноморье Дионисий создал крупную державу, объединившую города Восточной Сицилии и частью Южной Италии. Флот Дионисия господствовал в Ионийском и Адриатическом морях; тиран поддерживал дружественные отношения со Спартой и заключил с Афинами договор о взаимопомощи. Сиракузы переживали период максимального экономического и политического подъема. Просвещенный Дионисий, сам сочинявший трагедии, привлекал ко двору философов, поэтов, художников и ученых. Платон, не во всем согласный с Дионисием, тем не менее оставил описание его личности как идеального правителя. Впрочем, гегемония Сиракуз длилась недолго, поскольку держава оказалась непрочной и развалилась уже в середине IV в. при сыне тирана, Дионисии II.

На территории Балканской Греции, в городе Феры, крупным тираном стал Ясон. К 372 г. он под своей властью объединил всю Фессалию, воссоздав монархическое государство. Ясон пытался организовать поход против персов, но в 370 г. был убит в результате заговора аристократов, взявших бразды правления в свои руки.

Софисты и Сократ.

Кризис проявился и в мировоззрении греков. Традиционные знания уже не удовлетворяли людей, подвергавших все пересмотру и сомнениям. В годы Пелопоннесской войны получило развитие новое направление в философии - софизм. По Греции странствовали философы-софисты ("мудрецы") и за умеренную плату обучали людей мудрости. Если в архаическую эпоху философов интересовало устроение мира, природы и всей вселенной, то теперь в центре внимания оказывался человек. Эта переориентация в определенной мере предвосхитила эпоху эллинизма.

Мировоззрение софистов отразило относительность и неустойчивость реального мира, поэтому абсолютной истины, по их мнению, не существовало, и любое суждение можно было трактовать двояко. Софисты любили играть в словесные игры, заставляя своего оппонента признать одно суждение, а потом, задавая каверзные вопросы, принуждали его опровергнуть. Известны софистические задачи, например: одно дерево не сад, два дерева не сад, но если к ним прибавлять по дереву, то в конце концов появится сад; в какой момент он возникнет, или когда можно сказать, что есть одно или два дерева? Этой грани нет, в силу чего о перечисленных деревьях нельзя выдвинуть абсолютного суждения.

Тем не менее такие игры в бисер способствовали появлению серьезной философии: в это время получил известность знаменитый Сократ (470-399), один из крупнейших философов Греции. Главное место в своем учении он уделял нравственному воспитанию граждан, ориентируясь на этику. Сократ видел негативные стороны демократии и был одним из противников ее крайностей, поскольку считал, что в конечном счете данная система может выродиться в диктат неимущих слоев общества, охлократию, когда толпа захватит власть. Такие черты афинского государственного устройства Сократ успел заметить уже в конце IV в., что не могло понравиться современникам. Над Сократом насмехались, его подвергали критике. Аристофан написал комедию "Облака", в которой жестоко и грубо высмеял Сократа, назвав его "пустым мыслителем", поскольку не различал учений Сократа и софистов. В конце концов над философом был учинен суд, завершившийся обвинительным приговором, по которому Сократ выпил чашу с ядом.

Создание союзов.

Создание или активизация деятельности уже существовавших союзов, с одной стороны, отразила кризис греческого общества, а с другой, явилась попыткой из него выйти. В Греции уже существовали союзы с целями обороны и военного наступления, например Пелопоннесский и Афинский. Последний в IV в. до н. э. был возобновлен как II Афинский морской союз (378-338), повторивший историю своего предшественника, хотя и не в таких масштабах: если в первый входило почти 250 городов, то во второй - около 70, то есть в три раза меньше.

Другой тип союзов - региональные федерации, объединявшие жителей определенной этнической области: Беотийский, Халкидский, Фессалийский, Фокидский, Аркадский союзы и др. За счет объединения в федерации греки пытались преодолеть внутреннее разделение и междоусобицы в отдельных районах Греции, а также объединить отдельные народности. Однако возникновение многочисленных объединений неизбежно вело к их столкновению и стремлению одного союза достичь главенства в Греции и стать гегемоном Средиземноморья без достаточных на то сил, в чем и крылась причина многих войн первой половины IV в.

Войны первой половины IV в. до н. э.

Спарта после Пелопоннесской войны не выполнила обещание вернуть Персии малоазийские города, из-за чего разгорелась война Спарты с Персией (399-394), в результате которой никто не добился абсолютной победы. Однако именно теперь была подведена черта под политической историей Спарты как государства-гегемона, уже не представлявшего из себя опасного для других полисов монолита.

Против Спарты сформировалась коалиция, объединившая Афины, Фивы и города, входившие в Пелопоннесский союз, такие как Коринф, влияние которого было весьма значительным, и Мегары. Антиспартанская коалиция, поддержанная Персией, открыла боевые действия, вылившиеся в Коринфскую войну: основные ее сражения происходили в районе Коринфа (395-387). После того как близ Книда (394) была разгромлена спартанская эскадра, в 387 г. под нажимом Персии в Сузах был заключен так называемый "Анталкидов" мир (Анталкид являлся главой спартанского посольства), в очередной раз отразивший баланс сил между Персией, Спартой и антиспартанской коалицией. Но Персия оказалась в более выгодном положении. Греки отказывались от завоеваний греко-персидских войн и уступали малоазийские города Милет и Эфес, включенные в персидские сатрапии. Анталкидов мир открывал персидскому флоту путь в Эгейское море.

Окончательное поражение Спарта потерпела в 371 г. после сражения при Левктрах (город в Беотии), когда лакедемоняне были впервые побеждены в открытом бою. С ними воевало фиванское ополчение во главе с Эпаминондом, применившим новый тактический прием - "косой" клин: фиванцы обошли сбоку неповоротливую спартанскую фалангу и разгромили ее. Спартанцы, пытаясь оправдаться, утверждали, что их разбили не по правилам.

С 371 г. Спарта перестало существовать как мощное государство, определявшее судьбы греческого Средиземноморья, и теперь на первое место в Греции претендовали Фивы, стоявшие во главе Беотийского союза, развалившего Пелопоннесский союз. Фиванцы в центральной части Пелопоннеса, Аркадии, после сражения при Левктрах создали союз аркадских городов и лишили Спарту Мессении, то есть половины ее реального земельного фонда. Афины, бывшие союзники Фив в борьбе со спартанцами, Беотийский союз не поддержали, поскольку сами стремились к гегемонии. Произошел разлад внутри второго Афинского морского союза, и началась Союзническая война (357-355), завершившаяся поражением Афин.

Многочисленные войны объясняются тем, что ни одно объединение городов не желало усиления соседнего союза, и поэтому регулярно происходила консолидация полисов против сильнейшего, стремившегося к власти. Такая война "всех против всех", по выражению одного из современников, вела к бессмысленному истреблению греков греками. Не последнюю роль сыграло и вмешательство Персии, поскольку часто одерживала победу сторона, получавшая от нее деньги, - образовывался замкнутый порочный круг.

Выход из кризиса стал возможен лишь через насильственное подчинение Греции иной молодой державе, достаточно сильной, чтобы удержать власть. Такую роль выполнила Македония, которая, будучи менее развитой и менее цивилизованной, чем Греция, покорила греческие города. Это естественный процесс, характерный и для других эпох: и римская империя пала под ударами варваров, и татары подчинили Русь именно потому, что менее цивилизованному, но еще молодому и "не уставшему" народу проще поставить в зависимость от себя общество, стоящее на более высоком уровне культурного развития.



Rambler's Top100
www.khorsa.ru