Посетителям
Новости
Карты Греции
Карта сайта
Поиск по сайту

Боги и титаны
Герои
Аргонавты
Троянский цикл
Одиссея
Агамемнон и сын его Орест
Фиванский цикл
Глоссарий

Палеолит и неолит
Крито-микенский период
Полисный период
Эллинистический период
Римская Греция

Скульптура
Барельефы, мозаики
Чеканка
Роспись
Археология

Скачать бесплатно

Северное полушарие
Южное полушарие
Созвездия
Назад Содержание Дальше

   

Период высокой классики (V в. до н. э.). Греческая религия.

Греческая религия.

Слово "религия" происходит от латинского "соединять", то есть осуществлять связь между Богом и человеком. В любой религии человек в той или иной форме пытается соотнести себя с вечностью. Религию от фетишизма, магии, тотемизма и иных первобытных верований отличает комплекс обязательств человека перед Богом, потому что вера обязывает к определенному поведению.

В Греции не было "церкви" в нашем понимании как совокупности клириков и мирян и как общественного института: греки не различали религиозную и политическую сферы жизни, поскольку государственные и личные интересы граждан совпадали. В классическую эпоху еще не возникло представление об индивидуальных отношениях человека с Богом, поскольку религия носила общественный характер. Собрания начинались с жертвоприношений или с обращения к богам, как и любые важные дела, в силу чего религия постепенно приобретала формалистический характер, когда выработался принцип "ты - мне, я - тебе", то есть чтобы достичь в деле успеха, надо обратиться к богам и отправление религиозного культа - залог исполняемой богом просьбы.

Греческая религия была тесно связана с мифотворчеством, но не отождествлялась с ним. Миф - это "в словах данная чудесная личностная история", в которой не происходит самоутверждения личности в вечности, - в этом коренное отличие мифологии от религии1. С другой стороны, мифы не сказки для взрослых, а определенное представление о мироздании, древнейших временах, сверхъестественных силах, окружающих человека, в этом смысле они по своей сути ближе к истории и поэзии.

Мифы были антропоморфными, в них на мир богов проецировался земной мир и людские отношения: боги по-человечески пируют, трудятся, вступают в брак, подвержены страстям, в связи с чем у людей не возникало моральных обязательств перед богами, существование которых ни к чему не обязывало, хотя в ряде случаев небожители и выступали в роли верховных судей, мстителей за злые дела и поборников справедливости. Мифология и религия стали благодатной почвой для развития греческого искусства.

В греческой религии отсутствовала четко оформленная каноническая традиция и развитая система теологии. Мифология складывалась в течение длительного периода, начиная с середины II тыс. до н. э. Мифы не записывались в то время, когда бытовали устные предания. Как и в случае с гомеровским эпосом, потребность в записи мифов возникла в момент их превращения в волшебную сказку, когда исчезло их живое восприятие и понимание. Поэтому греческие сказания сохранились в достаточно поздней интерпретации. Их систематизация была проведена в двух книгах, относящихся ко II в. н. э., - "Мифологической библиотеке" Аполлодора и "Мифах" Гигина, от классического периода их отделяет семь веков. Многие мифы и ранее пересказывались в произведениях античных авторов, начиная с Гомера, Гесиода и кончая драматургами-трагиками, однако первые попытки систематизировать и обобщить их предпринимаются не ранее эллинистической эпохи, то есть с III в. до н. э.

Священные празднества и игры.

Знаменитые Олимпийские игры проводились в Олимпии в честь Зевса. По преданию, они были учреждены в 776 г. до н. э.1, сначала носили местный характер и лишь позднее стали общегреческими. На время игр, проводившихся раз в четыре года, и длившихся пять дней, заключался мир между воюющими государствами. В играх, представлявших собой религиозные празднества, участвовали только полноправные граждане, не виновные в пролитии крови, они состязались в беге, борьбе, кулачном бое, пятиборье и беге на колесницах. Победитель-олимпионик получал почетный венок из лавра, по преданию посаженного самим Гераклом у храма Зевса в Олимпии, мог выбить в свою честь монету и поставить себе статую. Олимпионики пользовались в Греции большой славой.

Греки рассматривали физическое воспитание как неотъемлемую часть общего развития. Одинаково необразованным считался человек, не умевший читать, писать и в то же время плавать. Интеллектуальная деятельность у греков была неотделима от физической; многие видные философы, такие как Платон и Аристотель, были не только умными людьми, но и прекрасными атлетами.

Аналогичные игры проводились в честь Посейдона, так называемые Истмийские игры, и Немейские - в честь Зевса. Их участники могли состязаться не только в физических упражнениях, но и в чтении стихов, игре на музыкальных инструментах. Идея состязательности, агональности, была внутренне присуща всей греческой цивилизации2.

Среди других важных празднеств выделяются посвященные Афине Палладе, Великие Панафинеи, на которых отправлялся культ богини-девы, считавшейся покровительницей Афин. У многих городов имелись подобные божества-патроны. На группе рельефов храма Парфенона, воздвигнутого в честь Афины на акрополе, в центральной части города, изображено такое торжественное шествие жителей к святилищу. Статуя Афины украшалась особыми покрывалами, сшитыми девушками под руководством жрецов. На Панафинеях устраивались также гимнастические состязания, ночной бег юношей-атлетов с факелами и театральные представления.

Элевсинские мистерии.

В Греции имелись праздники мистериального характера, связанные с тайным служением. Доступные изначально немногим, они позднее стали открыты широкому кругу верующих. Среди них наибольшую известность получили Элевсинские мистерии, посвященные Деметре и ее дочери Коре, почитавшимся богинями земли и плодородия. За две тысячи лет своего существования мистерии не проводились лишь трижды, в период войн.

Как повествует миф, Кора, дочь Деметры, была похищена царем преисподней Аидом и уведена в подземное царство. Там она стала его супругой под другим именем - Персефоны. По просьбе Деметры дочь иногда возвращалась на землю с разрешения мужа, и тогда прорастали злаки. В Греции этот период наступал не летом, как в средней европейской полосе, а осенью-зимой, поэтому поля засевали весной и урожай собирали осенью. Знойное лето греки рассматривали как время пребывания Коры у Аида.

С культом земли увязывались именно тайные служения: земля рассматривалась как источник плодородия и жизни, она же была и последним пристанищем всего живого, могилой - для людей, недаром греки сеяли зерна на местах захоронений близких. Посвященные организовывали священную процессию из Афин в Элевсин (примерно 22 км), достигнув которого участвовали в мимических представлениях, иллюстрировавших рассказанную легенду. Суть представлений неизвестна, поскольку мисты свято хранили тайну. Ни одного слова не произносилось, все действо проходило в полной тишине, что производило огромное впечатление на верующих. Во время мистерий они имели возможность наблюдать за странствием души в загробном мире и внутренне пережить ее состояние в знак обещания счастливой вечной жизни после смерти. Целью таких представлений было благочестивое назидание, поскольку благодаря их созерцанию люди получали внутреннее очищение и освящение. Поскольку в классическую эпоху еще не возникло представления о личном спасении человека, мистерии являли собой обобщенный образ вечной жизни, продолжающейся благодаря не отдельным людям, а роду в целом. Поэтому каждый грек уделял особое внимание продолжению своего рода, в котором воплощалось его бессмертие - такой взгляд на вечность вполне согласовывался с общественным характером греческой религии. Греки почитали Элевсинские мистерии и считали себя обязанными хотя бы раз в жизни принять в них участие.

Дионисии и секта орфиков.

Дионисии - аттический праздник, получивший распространение во всей Греции и устраивавшийся в честь бога Диониса, в европейской традиции известного под именем Вакха. Возможно, этот культ пришел в Грецию с Востока, где носил оргиастический характер и отправлялся в виде пьяных исступленных оргий. С другой стороны, в Элевсинских мистериях уже фигурирует некое божество Иакх, сходное с Дионисом. В Греции празднества в его честь не доходили до крайностей и были более сдержанными, а сам Дионис почитался как бог виноградарства и виноделия, особенно в сельских областях.

От культа Диониса берет начало секта орфиков, учение которых сложилось к VI в. до н. э. Орфиками посвященные назывались в честь первооснователя секты Орфея, спустившегося в преисподнюю за своей неожиданно умершей женой Эвридикой. По их учению, Дионис, сын Зевса и Персефоны, был некогда растерзан титанами, подосланными ревнивой женой Зевса Герой, и чтобы вернуть ему жизнь, громовержец проглотил сердце сына, возродившегося вновь, а титанов поразил молнией. Из пепла титанов и крови Диониса произошел человеческий род, поэтому все люди имеют двойственную природу: с одной стороны, им свойственны низменные земные страсти - наследство титанов, а с другой, они обладают частицей высшего божества. В секте человек получал освобождение от греха титанов посредством искупительных обрядов, то есть мог восстановить свое божественное естество. По представлениям орфиков, душа, пленница тела, после смерти человека должна пережить серьезные изменения, в частности - вновь пройти испытание земной жизнью. Так возникло учение о переселении душ (ранее доведенное до совершенства в Индии). Его придерживался и знаменитый Пифагор, в школе которого и было разработано новое учение1.

Оракулы.

В Греции были распространены культы, связанные с оракулами. Оракулом называлось либо святилище, либо место, где обитал бог, и где человек мог получить ответ божества на любые вопросы. Наиболее известными были оракулы Зевса в Додоне и Аполлона в Дельфах. Ответы богов, также называвшиеся оракулами, давались чаще всего посредством гадания. Гадать могли на воде, бросая жребий, и рядом иных способов.

В храме Зевса в Додоне жрицы прорицали по шелесту листьев священного дуба. По преданию, в этом дубе обитал Зевс и с его помощью можно было провидеть будущее или ответить на тот или иной вопрос. Люди приходили в храм с разными житейскими проблемами: спрашивали, кому поклоняться, чтобы сопутствовала удача, а торговля была успешной и т. д. Сохранились свинцовые таблички с подобными вопросами. Например, некий Агис спрашивал Зевса, потерял ли он сам свои подушки и одеяла или кто-то их у него украл?

С архаической эпохи выдвигается оракул, связанный со святилищем в Дельфах. При нем служили пифии, женщины, обязанные хранить целомудрие, избиравшиеся из простых, часто малообразованных девушек. Однажды произошел случай, когда молодой человек, пленившийся одной пифией, увез ее с собой, и тогда на должность жрицы стали избирать женщин не моложе пятидесяти лет. Сначала была одна пифия, а потом - две. Оракул мог давать предсказания только девять раз в году. Для этого жрица производила священное омовение, брала масличную ветвь и отправлялась в пещеру, где садилась на треножник и вдыхала испарения, исходившие из глубокой расщелины, впадала в беспамятство и начинала что-то бормотать; изъяснение ее слов воспринималось как оракул. В таких условиях исключительное значение приобретало толкование, производившееся жрецами. Часто пифии становились орудием политической борьбы, когда при их посредничестве вопрошавшим давались ответы, истолковывавшиеся по-разному. Поэтому ответы на принципиально важные вопросы давались в туманной, преимущественно поэтической форме. Большую известность получил случай, когда лидийский царь Крез обратился в Дельфы с просьбой узнать, сможет ли он одержать победу над персидским правителем Киром, с которым воевал. Ответ был соответствующий: "Если ты перейдешь реку Галис (по сторонам которой стояли два войска), то погубишь великое царство". Обрадованный Крез переправился через реку и проиграл сражение, после чего возвратился к оракулу с жалобой, но жрец резонно заметил, что Аполлон не конкретизировал, какое царство погубит Крез.

Оракулы играли большую роль, к ним часто обращались и им верили. Ответы богов, данные на запрос целых городов, хранились в специальных архивах на общественном, административном и религиозном центре городов - акрополе.



Rambler's Top100
www.khorsa.ru