Посетителям
Новости
Карты Греции
Карта сайта
Поиск по сайту

Боги и титаны
Герои
Аргонавты
Троянский цикл
Одиссея
Агамемнон и сын его Орест
Фиванский цикл
Глоссарий

Палеолит и неолит
Крито-микенский период
Полисный период
Эллинистический период
Римская Греция

Скульптура
Барельефы, мозаики
Чеканка
Роспись
Археология

Скачать бесплатно

Северное полушарие
Южное полушарие
Созвездия
Назад Содержание Дальше

   

Искусство архаического периода.

Поэзия.

Поэзия является важной частью культуры эпохи архаики, поскольку в ней нашли отражение практически все вышеперечисленные события. В поэзии греки переосмысляли окружающую их действительность.

С Гомером ушла эпоха героев, но память о ней осталась, и у многих поэтов возникает желание подражать ушедшему прошлому - так появляются циклические поэмы. Их авторы - эпигоны Гомера, которые, не творчески следуя основанной великим поэтом традиции, практически ничего нового в поэзию не внесли, поэтому "циклическими поэтами" греки в позднюю эпоху называли бездарных писателей. С другой стороны, благодаря им в литературе практически полностью был описан миф о Троянской войне.

В такой посредственной поэтической среде выделяется примечательная личность - Гесиод (конец VIII - начало VII вв. до н. э.). Этот беотийский земледелец написал произведения, основополагающие для определенных жанров греческой литературы. Его "Теогония" - поэма о происхождении богов - кладет начало произведениям космогоническим, описывающим происхождение, родственные связи, жизнь и судьбу богов. Вторая поэма "Труды и дни" носила дидактический характер, став первой в ряду книг назидательного содержания. В ней Гесиод повествовал о буднях простых греческих земледельцев, о чем имел реальное представление, поскольку сам жил в Беотии и всю жизнь проработал на земле.

Эпоха архаики - время становления лирической поэзии. Греческие поэты стихи не читали, а пели, поэтому музыка накладывала особый отпечаток на их творчество. Первым и наиболее известным среди архаических поэтов стал Архилох, живший на острове Парос в середине VII в. до н. э. Он родился в семье обедневшего аристократа и по натуре был человеком, склонным к приключениям: служил в наемных войсках и погиб во время одного из сражений. В отношении языка и техники построения стиха Архилох брал за образец Гомера. В целом его творчество характеризуется полным пренебрежением унаследованными от предков нормами поведения и предшествующей традицией, связанной с представлениями о чести: например, поэт бросает щит на поле боя, трусливо бежит и при этом не чувствует себя виновным. Такое поведение характерно для наемных воинов. Архилох первым стал писать ямбом (двусложная стопа с ударением на втором слоге); до него в греческой поэзии существовал лишь гекзаметр. Изменение стихосложения играло большую роль, поскольку в античности, не знавшей рифмы, стихи характеризовались только ритмикой: количеством ударений, чередованием ударных и безударных слогов, а также их определенным числом в строке.

Другим известным поэтом был Анакреонт, живший на острове Теос, близ Малой Азии (середина VI в. до н. э.). В подражание ему в римское время возникла анакреонтическая поэзия, воспевающая радость жизни, связанную с утонченными удовольствиями. Анакреонт - певец пиров, вина и любви, далекий от политики. Однако в отдельных его стихах виден страх перед старостью и смертью, что вполне естественно для человека, для которого смысл существования ограничен рамками земной жизни.

Другая пара поэтов - Алкей и Сапфо - жила на острове Лесбос (конец VII-VI в. до н. э.). Алкей создавал бравурные военные марши (эмбатерии) и застольные песни (сколии). Сапфо писала на эолийском диалекте, во многом опиралась на народный фольклор, у неё много любовной лирики. Позднее одна из метрических форм, которую она использовала в своих песнях, исполнявшихся под аккомпанемент лиры, была названа сапфической строфой. По легендарному преданию, Алкей был влюблен в Сапфо, но не добился взаимности. Сама же поэтесса покончила с собой из-за несчастной любви к другому мужчине.

В континентальной Греции, в Спарте, жил поэт Тиртей. Спартанцы не уделяли достаточного внимания изящным искусствам, поэтому Тиртей не характерный пример для спартанской культуры - он был чуть ли не единственным среди соплеменников, кто писал талантливые стихи на любимую лакедемонянами военную тематику.

В архаическую эпоху появляется хоровая лирика. Она основывалась на трех элементах: поэзии, музыке и танце. Хоровая лирика становится прообразом греческого театра, поскольку в этом жанре вырабатывается та структура, по которой будут строиться произведения трагиков. Наиболее ярким представителем хоровой лирики был Пиндар из Фив (VI в. до н. э.). В основном его произведения посвящались победителям в состязаниях или играх. Согласно Пиндару, победитель может спокойно умереть, поскольку большего человек не способен совершить.

Философия.

Ранняя греческая философия возникла в восточном регионе, в ионийских городах и испытала большое влияние Востока - это так называемая "философия природы", натурфилософия, в которой происходит пробуждение древнегреческой мысли, испытующей сущность возникновения мира. Три крупных философа этого времени жили в Милете. Фалес считал, что мир и все живое происходят из воды. По учению Анаксимена, вселенная состоит из воздуха: когда он сгущается, возникает вода, а когда разряжается - огонь. Третий мыслитель, Анаксимандр, выделил некое беспредельное первовещество (апейрон), из которого все произошло.

Научные представления греков о мире в архаическую эпоху были не на высоком уровне, поэтому значение натурфилософии заключалось не в конкретном знании, но в особенном ощущении всеобщей взаимосвязи, в силе поэтического обобщения и попытке расширить собственный духовный горизонт.

Изобразительное искусство.

Грань между гомеровской и архаической эпохами в искусстве характеризуется геометрическим стилем, ярким примером которого является Дипилонская амфора, найденная в Афинах. Подобные вазы являлись надгробными памятниками и их размеры достигали человеческого роста. Поверхность вазы членится на ряд изолированных друг от друга лент, в центре композиции изображена погребальная процессия, в которой человеческие фигурки предельно схематизированы. Геометрический стиль не мог привести к расцвету вазописи, возникшей в VI-V вв. до н. э., и должен был завершиться тупиком декоративизма. Между геометрическим стилем и вазописью последующего времени - резкий скачок, невозможный без внешнего влияния, скорее всего, со стороны Востока, давшего импульс развитию греческого искусства. Восток, несмотря на его сильное влияние в области философии и культуры Греции, не стал основой греческого искусства, которое формировалось своим путем как самобытное и самостоятельное.

Вазопись нового стиля берет начало в VI в. до н. э., это чернофигурная роспись, наносившаяся на сосуд черной краской. Первоначально сюжеты росписей связаны с мифологией. Затем возникает краснофигурная вазопись, когда изображения на сосуде оформляются за счет раскрашивания фона, а фигуры сохраняют изначальный цвет стенок сосуда. Эта роспись, более сложная по технике, дает возможность изобразить мелкие детали. В позднее время чернофигурная и краснофигурная керамика сосуществовали.

В скульптуре появляются "архаические аполлоны", или куросы - обнаженные молодые люди, изображенные с выставленной вперед ногой, руки по швам, кулаки иногда сжаты. У фигур - фронтальная постановка, четко прослеживается анатомическое строение тела. Куросы являют собой общий тип человека без индивидуальных черт. В архаическую эпоху появляются аналогичные изображения женщин, кор, во фронтальном положении, облаченных в длинные одежды, в которых большую роль играют складки. Наибольшую известность получила статуя Геры с о. Самос (VII-VI вв. до н. э.). До IV в. до н. э. греки редко изображали женщин, потому что для них образ истинной гармонии духа и тела являл находившийся в центре внимания художников мужчина. На лицах всех скульптур изображалась знаменитая загадочная "архаическая улыбка", подчеркивающая не конкретные черты статуй, но воплощенный в них идеализированный образ человека, который становится мерилом основных ценностей для эпохи классики.



Rambler's Top100
www.khorsa.ru