Посетителям
Новости
Карты Греции
Карта сайта
Поиск по сайту

Боги и титаны
Герои
Аргонавты
Троянский цикл
Одиссея
Агамемнон и сын его Орест
Фиванский цикл
Глоссарий

Палеолит и неолит
Крито-микенский период
Полисный период
Эллинистический период
Римская Греция

Скульптура
Барельефы, мозаики
Чеканка
Роспись
Археология

Скачать бесплатно

Северное полушарие
Южное полушарие
Созвездия
Назад Содержание Дальше

   

Троянская война. Тёмные века.

Генрих Шлиман и его открытия.

Долгое время события, описанные в "Илиаде", считались вымыслом - до появления на исторической арене такой личности, как Генрих Шлиман (1822-1890)2. В 1870 г. он отправляется на северо-запад Малой Азии, где проводит раскопки на месте кургана Гиссарлык. Никто из археологов не верил в успех нового предприятия, но Шлиман, поскольку не был ученым и специальной научной литературы не читал, нашел поселение, которое и отождествил с древней Троей1. Потом в 1876 г. он раскопал шахтовые гробницы в Микенах (круг А) и чуть было не открыл кносский дворец на Крите2 - у него было чутье профессионального археолога.

Всю жизнь Шлимана преследовали две традиции: по одной его постоянно восхваляли, а другая, в основном исходившая от ученых, была связана с ожесточенной критикой в его адрес, так как раскопки Шлимана даже для того времени велись на крайне низком уровне: он стремился добыть как можно больше золотых вещей, не заботясь о необходимой для дальнейших исследований документации (план раскопа, определение точного местоположения находок и т. д.). Все найденные ценности Шлиман и его жена-гречанка тайно вывезли из Турции за границу, вызвав продолжающиеся до сих пор споры о том, кому они должны принадлежать. Научную ценность данные изыскания получили благодаря другим исследователям, обработавшим добытый Шлиманом материал, что, однако, не преуменьшает его общей заслуги перед антиковедением. Теперь большинство этих сокровищ, вывезенных после второй мировой войны из Германии, хранится в московском Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина.

"Гомеровский вопрос".

С "Илиадой" и "Одиссеей" связан так называемый "гомеровский вопрос" - проблема авторства и времени создания двух поэм.

Время создания достаточно сложно определить, но уже известно, что в VII в. до н. э. поэмы исполнялись в Афинах странствующими певцами - рапсодами ("сшивателями песен"), а в VI в., при тиране Писистрате, были записаны; отныне устанавливался определенный порядок их исполнения. Данная запись стала основой поздней редакции поэмы. Появление письменного текста свидетельствовало об иссякании устной традиции, благодаря которой поэмы жили, и ее медленном умирании, в связи с чем и появилась необходимость в записи.

По нынешним историческим данным Троянская война относится к 1240-1230 гг. до н. э. В этот период могло быть совершено несколько походов, которые в поздней памяти греков слились в один. Корни поэм очевидно восходят к истории Греции II тысячелетия до н. э.: "Илиада" в основном рисует ахейское общество, а "Одиссея" - жизнь греков в период "темных веков".

Вопрос об авторстве до сих пор окончательно не разрешен. Долгое время в европейской литературе единственным автором поэм считался Гомер. Однако немецкий ученый Ф. Вольф в самом конце XVIII века впервые сформулировал "гомеровский вопрос", выдвинув идею народного происхождения поэм, которые позднее переработал Гомер. С Вольфа начались многочисленные научные дискуссии, не завершившиеся до сих пор. В XIX веке было разработано несколько версий происхождения "Илиады" и "Одиссеи". Например, "теория малых песен" дробила гомеровский эпос на отдельные не связанные между собой песни, лишь позднее объединенные одним поэтом. "Теория зерна" признавала Гомера автором небольшого произведения, которое было доработано и расширено другими. Существовали версии абсолютного единоличия автора обеих поэм или коллективного творчества. Ни одна из названных теорий не является общепризнанной.

В любом случае поэмы представляют собой сплав народного и индивидуального творчества, в них несомненно присутствуют сюжеты, уходящие своими корнями в народную поэтику: погребальные плачи, свадебные песни, связанные, например, с возвращением мужа к жене, мифы, сказания, путешественническая новеллистика, а также определенный исторический пласт, благодаря которому восстанавливается часть греческой истории.

Греческие племена и их диалекты.

На границе II-I тысячелетий до н. э. происходит переселение дорийцев. Дальнейшее расселение греков можно определить по размещению основных греческих племен со своими языковыми диалектами: дорийцев, ионийцев, ахейцев и эолийцев. Локализуются они достаточно четко. Дорийцы - северо-западные племена - расселялись в основном на территории Пелопоннеса: придя с севера, они осели на юге полуострова, - это основатели будущей Спарты, покорившие местное население и большую часть Крита.

Ионийцы по преданию первыми переселились в Балканскую Грецию, но после вторжения дорийцев часть из них освоила другие земли - центр Эгейского архипелага и острова к западу от Малой Азии: Самос, Хиос и ряд других. Здесь были двенадцать легендарных малоазийских городов, из которых наиболее крупными были Милет, Эфес, Колофон (территория современной Турции). Этот регион - Ионика - до VI в. являлся ведущей областью Эллады, именно здесь происходили крупные изменения в культуре, экономике и политике, которые оказывали воздействие на континентальную Грецию. Например, здесь возникла известная школа натурфилософов. Ионика была связующим звеном между Востоком и греческим миром, являясь форпостом последнего.

На аттическом диалекте (разновидности ионийского) общались местные жители Средней Греции, Аттики - ахейцы. Они были оттеснены сюда пришедшими дорийцами. До прихода дорийцев ахейцы жили в северо-восточной части Фессалии и на Пелопоннесе.

Последний, четвертый диалект - эолийский. Его носители жили в северо-западной части Малой Азии и на острове Лесбос (Эолиде). Эолийцы, кроме того, преобладали в Фессалии и Беотии.

Греческий народ, самоопределившийся к началу I тысячелетия до н. э., оформлялся в течение длительного времени из смешения множества племен. В этом "этнографическом котле" и родился греческий гений, поскольку отсутствие национальной или расовой "чистоты" - особенность, присущая народам, творящим великую культуру. В истории почти неизвестны случаи, когда "этнически чистый" народ оставлял после себя наследие мировой значимости.

Общая характеристика периода.

Эллада в XI-IX вв. до н. э. представляла собой достаточно отсталый регион. Несмотря на резкий откат в развитии гомеровского общества, очевидных следов завоевания местного населения пришельцами не обнаружено, и бедствия, постигшие жителей Греции, могли быть следствием внутренних гражданских войн. Крупные города исчезают - некоторые из них позднее так и не возродились, - а на их месте возникают небольшие по размерам скромные городки. Все становится более мелким: поселки, дома, кладбища, производство - циклопические дворцы с огромными угодьями и монументальные гробницы исчезают. Происходит упрощение быта: в хозяйстве распространены грубые керамические сосуды с простейшим геометрическим орнаментом, а в погребениях уже не встречаются золотые вещи.

Начало I тысячелетия до н. э. - эпоха повсеместного распространения железа, с этого времени начинается железный век. Для совершенствования военного дела железо имело революционное значение, поскольку было более прочным материалом, чем бронза.

Заморская торговля затухает, пресекаются крупные связи с дальними областями. Торговля ведется лишь с близлежащими районами. Например, Аттика торгует с Кикладскими островами, Фессалией, Эгиной. Ограниченность внешнеполитической жизни была еще обусловлена широким распространением пиратства. Не только обычные морские разбойники, но даже купцы-мореходы иногда не могли устоять перед искушением разорить приморские поселки, поэтому пускаться в дальний путь было опасно.

Гомеровское общество.

Основу общества составляли свободные общинники: земледельцы и ремесленники, входившие в народное собрание, которое принимало решения по главным вопросам жизни города-государства. Однако собиралось оно нерегулярно и со временем стало терять свое первоначальное значение.

Возможно, в эту эпоху появляется рабство, источником которого становятся междоусобные войны, приводившие к захвату пленников. Рабство носило патриархальный характер и не порождало жесткого противостояния рабов и господ, какое возникнет в Римской империи - невольники являлись членами семей, участвовали в общей трапезе и домашних праздниках. Раб не рассматривался как личность, отчужденная от хозяина.

Высшим слоем общества являлись басилеи - первые аристократы, люди "голубой крови", составлявшие Совет, с решениями которого считалось народное собрание. Понятие знатности зависело от родовитости фамилии, а не от богатства. Именно этим басилеи отличались от простых общинников, так как в остальном вели простую жизнь, как и общинники. Это примитивная и неразвитая форма царской власти, не сопоставимая с древневосточной. Например, послы, пришедшие звать Одиссея в поход на Трою, застают царя острова Итаки за вспашкой поля. Одиссей не стыдится того, что обрабатывал землю и собственноручно изготовил себе кровать. У басилеев нет такого снисходительного отношения и пренебрежения к ремеслу, к физическому труду, которое возникнет в среде позднейшей греческой аристократии.

"Илиада" и "Одиссея" отражают период, когда для племенных вождей ответственность перед родовым коллективом уже ушла в прошлое, а ответственность перед коллективом граждан еще не сформировалась, потому что граждан еще нет. Это особые этические нормы. Агамемнон, Одиссей лично могут быть не правыми, из-за них гибнут люди, но никто их ни в чем не обвиняет. Например, Одиссей заводит своих спутников на остров к циклопу Полифему, который убивает его товарищей. Оставшиеся в живых Одиссея не осуждают, так как никто не видит вины вождя, - он вне рамок суждений своих спутников. Еще нет четкого представления об этике, и жизнь человека не ставится в жесткую зависимость от его морального поведения. Ахилл должен умереть, будет ли он жесток или добр, Троя будет разрушена, независимо от благочестия или злонравия ее граждан, - по представлению греков, события направляются судьбой, божественной и человеческой волей, но не зависят от моральных ценностей людей.

Этика как осознание необходимости соразмерять свои действия с определенными нравственными нормами общества сформируется позднее, но "Илиада" и "Одиссея" - уже та грань, за которой возникает представление об обязанностях людей внутри гражданского коллектива. Гомеровское время - период скрытого накопления духовных сил греков, готовившихся к новому рывку во внутреннем развитии.



Rambler's Top100
www.khorsa.ru